• 6398
Бирюлево и Казахстан

Ярослав Разумов, журналист, специально для Vласти

События в московском микрорайоне Бирюлево - самое важное событие в политической жизни последних месяцев России. Но и для большей части постсоветского пространства оно будет иметь серьезные последствия. Даже тех стран, которые, вроде бы, здесь не при чем. Например, для Казахстана. 

Прежде всего, нельзя не заметить - неожиданностью эти события не назвать. Упорное нежелание Кремля заниматься сложнейшей миграционной и межэтнической проблематикой, на которой пиар-отдачи не сыщешь, не могло не привести к чему-то подобному.

Те, кто имеет возможность ездить по России, знает, насколько обострены эти вопросы. Повсюду, будь то Москва или забытая Богом глубинка, например, в Восточной Сибири. Хотя накал выступлений в Бирюлево, все же удивил.

Имею в виду здесь не молодежь, громившую кафе и магазин, а взрослую публику, зачастую пришедшую с маленькими детьми, требовать ответа от местных властей у районной управы. Что ж, еще Бисмарком отмечено – «русские медленно запрягают, но быстро ездят».

Эти события показали, что даже на низовом уровне общественного мнения России сегодня есть четкое понимание: главный адресат претензий-упреков-вопросов по миграционным и межэтническим конфликтам - даже не местные власти, сросшиеся с криминальными этническими структурами, а верховная власть. Именно к ней были обращены плакаты типа «Власть, реагируй на наши проблемы!».

И теперь уже реагировать придется - хотя бы ради самосохранения. Куда уж дальше - если в эфире популярных каналов России звучат слова, что если ничего не изменится, то как бы не дошло до государственного переворота!

Тут уже придется действовать, как бы ни не хотелось. И «удачными» находками имиджмейкеров, типа «мочения в сортирах» и совсем уж неуместных обещаний сделать обрезание, не обойтись. Тем более что на фоне ухудшения социально-экономической ситуации имидж власти и так падает.

Для российской власти крайне неудачно вышло, что обострение миграционно-межэтнических проблем произошло: а) одновременно с нарастающими проблемами в экономике; б) задолго до очередного электорального цикла. Остановлюсь подробнее на пункте «б».

Хронологическое совпадение обострения этих двух проблем, межнациональных и социально-экономических, носит долгосрочный характер, т.е., к следующим выборам проблемы не «рассосутся». Скорее всего, будут только нарастать, если ничего не делать. И пассивность властей в этих вопросах гарантирует нарастание протестного электората ко времени выборов.

Поэтому кремлевские идеологи вынуждены будут что-то придумывать. Самое простое - ужесточать миграционное законодательство, стараться ограничить количество мигрантов. Может быть, к следующим выборам именно эту тему власти попробуют сделать своим главным «коньком».

По понятным причинам, в первую очередь (и в основном) это коснется выходцев из среднеазиатских республик, наших южных соседей. У представителей закавказских республик и других регионов слишком серьезные лоббистские традиции и институты в Москве, уже фактически институциализированные и признанные таковыми российской властью.

Российская правящая элита всерьез их трогать не станет - корпоративные интересы здесь превыше всего. Поэтому российские власти пиаровски-показательно «восстанавливать справедливость» и «исправлять перегибы» в своей же политике будут за счет среднеазиатов.

В преддверии очередных выборов в России вытесненными из нее могут оказаться достаточно много граждан Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В своих странах они себя найти не могут, это - априорная данность.

Слишком сильный демографический импульс в этих республиках был задан во времена СССР. Такой сильный, что и спустя 20 лет после СССР население там продолжает расти «ударными темпами». Хотя непосредственные причины уже иные, чем при генсеках КПСС.

Напомню читателям демографическую динамику наших южных соседей: Узбекистан вышел на уровень населения в 30 млн. человек, на несколько лет ранее, чем это предполагалось. Таджикистан быстро восстановил уровень довоенного населения и сегодня имеет 8 млн. душ. Соседний Кыргызстан - 5,5 млн.

У тех жителей Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, кто либо не хочет всю жизнь влачить социальное «ярмо» человека третьего сорта, либо не включен в местные традиционные социальные структуры, позволяющие, благодаря близости к власти, чуть-чуть подняться, нет иного выбора, как трудовая миграция в другие страны.

В силу ряда исторически обоснованных, объективных причин, объектом этой миграции могут быть лишь страны СНГ: в Европе они не конкурентоспособны, в богатых арабских странах уже все занято гастарбайтерами из других стран Ближнего и Дальнего Востока. До сих пор, как известно, основной поток мигрантов идет в Россию. Но если российские власти начнут выдавливать среднеазиатов, то куда им деться?

Особенно, если к тому времени у евразийских мудрецов хватит ума принять в ТС и ЕЭП (с их свободным миграционным режимом) Киргизию и Таджикистан.

Надо сразу отметить, что конечно, всех среднеазиатов с российского трудового рынка не выдавить. Но - если даже какую-то часть их... Их не то 10, не то 20 миллионов. Если выгонят хотя бы миллион? Куда они подадутся?

Правильно - в страну, которая: а) ближе всего географически, б) не имеет демографической избыточности, в) в которой уровень жизни по сравнению с их родиной высок, г) куда несложно попасть - не надо виз. Таковых для граждан трех названных стран на свете нет ни одной. Кроме одной - Казахстана.

Дополнительную привлекательность в качестве страны-реципиента трудовой миграции Казахстану обеспечит его промежуточное положение между Средней Азией и Россией - мигрантам можно будет, при необходимости, перемещаться из страны в страну, в случае очередной кампании по отлавливанию их, затем возвращаясь назад.

До сих пор нас спасало от большого наплыва трудовых мигрантов из соседних стран, в первую очередь, состояние экономики. Вернее, ее структура: не так много у нас сфер, где могут подвизаться гастарбайтеры. Исключением, как известно, был строительный сектор во время бума начала и середины 2000-х годов. Отчасти - сельское хозяйство в некоторых приграничных районах. В последние годы их у нас стало намного меньше. Но конъюнктура меняется.

Кроме политических проблем мигранты из Средней Азии в России столкнутся и с другими проблемами. Рост экономики в России, фактически, остановился. Значит - уровень зарплат понизится, а заодно обострится конкуренция за трудовые места с местным населением. Да и друг с другом. На мой взгляд, это может стать дополнительным стимулом «искать себя» не в России. А - у нас.

Еще один фактор. Недавно прозвучало, что порядка 600 тыс. казахстанцев работают в России - наконец-то признано, что такое явление существует. Цифра очень большая, если вспомнить, что работоспособного населения у нас немного больше 8 млн.

На мой взгляд, это, в большинстве случаев, не совсем трудовая миграция - наверняка большинство из данных 600 тыс. составляют этнические русские, решившие уехать на ПМЖ в Россию, нашедшие там работу, но еще не завершившие дела в Казахстане и сохраняющие гражданство (очень многие наивно ждут нового роста цен на квартиры, чтобы выгоднее их продать).

Так или иначе, явление массового гастарбайтерства казахстанцев в России говорит о том, что ниша на нашем рынке труда существует. Ведь едут наши граждане за границу не потому, что в Казахстане не найти вообще никакой работы: обратите внимание на объявления во многих алматинских и астанинских магазинах и ресторанах - ищут посудомоек, официантов, грузчиков. Знаю заведения, на которых такие объявления висят месяцами. Это при том, что у нас своих безработных, мягко говоря, немало.

Но сегмент неквалифицированной и мало оплачиваемой работы в Казахстане – не единственная ниша, куда могут податься граждане соседних стран, вытесненные с российского рынка. Сохраняется дефицит на квалифицированные строительные, технические специальности, например, на сварщиков. Снижение объемов строительства у нас снизило и запрос на эти специальности, но не отменило его. А многие таджики и киргизы работают в России именно в этой сфере.

Потенциальная ниша на рынке труда Казахстана для гастарбайтеров есть. Особенно, учитывая, что в условиях ухудшения экономической ситуации и наши работодатели вынуждены будут снижать размеры зарплат работникам. Здесь и «пригодятся» граждане соседних стран. Хорошо это или плохо? Как на любой сложный вопрос, здесь нет однозначного ответа. Но к такому развитию событий нужно быть готовым и государству и обществу. Чтобы не повторять ошибок наших северных соседей.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые