Vласть поговорила с главным коммерческим директором группы компаний Tele2 Андерсом Олсоном, приехавшим в Алматы на несколько дней. Олсон рассказал, собирается ли Tele2 расширять зону покрытия, почему не стоит ожидать появления в Казахстане новых операторов и планирует ли компания дальнейшее снижение цен.
- Господин Олсон, расскажите о вашей роли в компании.
- Я - главный коммерческий директор группы Tele2. На мне лежит ответственность за коммерческую деятельность на всех рынках, где присутствует наша компания. Кроме того, у меня есть дополнительные обязанности в некоторых странах. В Казахстане, к примеру, я вхожу в совет директоров Tele2. Завтра у нас заседание, и я хочу использовать нынешний приезд для встреч и обсуждения дальнейших планов компании.
- Как долго вы работаете в Tele2?
- Уже 19 лет.
- Долгий срок. Ваша компания, в основном, представлена в Европе: Прибалтика, Нидерланды, Хорватия, Австрия, Германия, Швеция. Казахстан - единственный рынок за пределами Европы, где у вас есть бизнес. Есть ли у вас планы осваивать новые рынки?
- Мы всегда изучаем новые возможности, но экспансия на новые рынки для нас не обязательна. Сегодня мы представлены в девяти странах, и самое главное - хорошо заботиться о них. Мы сосредоточены на постоянном улучшении качества сервиса для существующих потребителей. Это главный приоритет. Tele2 - один из немногих растущих операторов в Европе и Евразии, и мы нацелены на дальнейший рост в тех странах, где присутствуем.
- Есть какие-то количественные показатели?
- В первом квартале рост доходов группы составил около 10%. Очень немногие операторы достигают такого уровня. Это отражается в цене на наши акции в сравнении с другими мобильными операторами, акции которых торгуются на европейских фондовых биржах. Наш рост был очень хорошим, и результатом стало фантастическое увеличение стоимости акций. Что касается Казахстана, то мы весьма довольны здешними показателями (в первом квартале 2015 года чистый приток пользователей услуг Tele2 Kazakhstan составил 428 000 абонентов; общая выручка выросла на 15% в сравнении с 1 кварталом 2014 года - прим. V).
- Проникновение мобильной связи в Казахстане растет, рынок становится все более насыщенным. Как следствие, темпы роста замедляются. Какова ваша стратегия в этих условиях?
- Общий рост, может, и замедляется, но мы нацелены на увеличение рыночной доли. Мы - оператор, который увеличивает число клиентов как никто другой. Исторически рост рынка мобильной связи в Казахстане был вызван тем, что у людей появлялись мобильные телефоны. Сегодня они есть у всех, поэтому основного роста меньше. Но Tele2 растет значительно, и это продолжится, поскольку у нас самые низкие цены.
- Что насчет покрытия? Вы планируете его увеличивать?
- Мы увеличиваем зону покрытия день за днем. Строим и будем еще долго строить базовые станции. Сегодня качество нашей связи улучшается постоянно, что заметно по отзывам абонентов. Восприятие в глазах потребителей и рынка также меняется - это отражение того, что мы активно строим сеть.
- Один из ваших топ-менеджеров в недавнем интервью заявил, что «покрытие Tеlе2 охватывает только базовые нужды человека» и что компания «пока не стремится покрывать аулы». Это так?
- Нет, мы активно развиваем нашу сеть. Мы не оператор только для Алматы или Астаны. Компания инвестирует огромные деньги в Казахстан и продолжит это делать. Наша долгосрочная цель - постоянно перерастать конкурентов. Основа этого - низкие цены, но нам также необходимо иметь хорошую сеть.
В этот момент к разговору присоединяется Даниэль Карпович, директор по продуктовому развитию Tele2 Kazakhstan. «Мы будем расширяться в новые регионы Казахстана. Даже в нашей лицензии обязательным требованием указано расширение в маленькие города и деревни, - говорит Карпович. - Согласно стратегии компании, мы идем от больших городов к маленьким. Казахстан - большая страна. Покрыть ту же Эстонию намного легче. В какой-то момент никто (в Казахстане - прим. V) не останется без покрытия». Олсон добавляет: «Да, мы строимся настолько быстро, насколько это возможно».
- Использование мобильного интернета растет во всем мире. В Tele2 тоже?
- Раньше люди платили за минуту разговора и за одно смс-сообщение, интернет составлял небольшую часть прибыли. Сейчас все больше и больше неограниченных предложений. Абоненты покупают пакет, в который включены звонки, интернет-данные и сообщения. Поэтому сложно сказать, что приносит больше прибыли: все стало комбинированным. Мы видим, что доходы многих глобальных операторов падают. Tele2 - один из немногих с растущими доходами. Главная причина заключается в том, что мы сосредоточены на интернет-данных.
- Вы готовы к запуску 4G?
- В Швеции наше покрытие 4G составляет 99% территории. 100% новых абонентов используют 4G. В Нидерландах мы запускаем сеть, предоставляющую исключительно 4G-связь. Одну из немногих в мире, может, даже единственную. Tele2 - компания, которая невероятно сосредоточена на 4G. Это один из наших главных приоритетов. Конечно, мы привезем 4G и в эту страну. У нас в этом плане больше опыта, чем у любого оператора в мире.
- Что вы думаете о местной телекоммуникационной инфраструктуре?
- Одно из главных преимуществ для абонентов - это запуск переносимости телефонных номеров (имеется в виду принятие закона «об отмене мобильного рабства - прим. V). Европейские страны запустили эту услугу много лет назад. Это будет очень выгодно для казахстанцев - иметь возможность менять оператора, оставив телефонный номер. Сейчас же при смене оператора приходится уведомлять всех друзей, родственников. Это барьер, устранение которого - важнейшая вещь для казахстанских потребителей.
- Вы думаете, переносимость мобильных номеров стимулирует приток новых операторов в Казахстан?
- Нет, новым операторам все равно придется строить всю сеть. Сегодня на местном рынке - мы, Beeline, Kcell и Altel. Я не знаю ни одной страны, в которой больше четырех операторов. Переносимость мобильного номера призвана помочь абоненту и дать ему больше свободы.
- То есть, по-вашему, новых игроков на казахстанском рынке мобильной связи не будет?
- Нет, строить сеть никто не будет. Может появиться новый бренд, которым владеет одна из действующих компаний. Как Activ у Kcell.
- Один из ваших конкурентов - Beeline - недавно запустил сервис цифрового телевидения. Вы не планируете сделать что-то подобное?
- Наш приоритет в Казахстане в данный момент - заниматься основным продуктом. То есть предоставлять лучшее предложение по голосовой связи, смс-сообщениям и мобильному интернету. Мы часто наблюдаем на других рынках следующую картину: когда один из мобильных операторов не может соревноваться на рынке мобильной связи, он начинает говорить о чем-то другом. В этой стране сейчас происходит похожее. Мы сосредоточены на совершенствовании основного продукта, но, разумеется, у нас огромный опыт в запуске ТВ-сервисов в Европе. В какой-то момент мы внедрим это и на местном рынке, но не сейчас.
- Объясните, за счет чего вы понижаете цены на услуги?
- Во-первых, мы более эффективны. У нас меньше сотрудников, меньше расходов. Другой фактор - это то, что мы растем быстрее остальных, поэтому имеем возможность рациональнее распределять траты. В-третьих, у нас дешевая связь, поэтому мы затрачиваем меньше средств на привлечение новых абонентов. Люди сами к нам идут, тогда как другие операторы платят комиссию отделам продаж.
- При этом у вас весьма оригинальная рекламная стратегия…
- Мы всегда хотим рекламу, которая выделяется, чтобы нас заметили. Рекламные концепции различаются по странам, но они всегда необычны.
- Есть ли предел снижения цен на мобильные услуги в Казахстане?
- Нынешние казахстанские цены очень низки. 880 тенге у нас стоят пять гигабайтов интернета и 90 минут разговоров. Если посмотреть глобально, мало где цены ниже.
- У вашей компании есть ресурсы и дальше снижать цены?
Здесь в разговор снова вступает Даниэль Карпович: «В наши цели не входит снижение цен до такого уровня, при котором мы не будем зарабатывать. Мы, как и любая компания, нацелены на прибыль. Мы снизили цены единожды, когда зашли на рынок. И мы никогда не намеревались снижать их дальше. В данном случае наши конкуренты поняли, что теряют клиентов и решили действовать. Так что давят на цены они, а не мы. Как сказал Андерс, наша задача - предоставлять лучшее предложение нашим абонентом. И до тех пор, пока мы эффективны, это будет получаться. Нет никакого скрытого правила или фиксированной ставки снижения цен». «Я не ожидаю, что цены опустятся, они и так низки», - подытоживает Олсон.