Директор службы по развитию цифровых каналов Beeline Казахстан Иван Анойкин в интервью Vласти рассказывает о том, почему компания решилась на эксперимент с проведением корпоративного хакатона, над какой задачей сейчас работает вся команда Beeline Казахстан, и зачем компания нацелилась на пользователей кнопочных телефонов.
16 апреля завершился двухдневный хакатон Digital Baiga, организатором которого выступил Beeline Казахстан. На базе бизнес-инкубатора MOST свои прототипы судейской коллегии представили университетские команды и сотрудники Beeline Казахстан. Среди последних лучшей оказалась команда BeeTracker с уникальным приложением для контроля за местонахождением ребенка - оно объединило в себе возможности инструментов GPS и GSM сети. Первое место в хакатоне среди внешних команд завоевала ACE Light, которая предложила полноценную бухгалтерскую систему для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. На втором месте оказалась команда HyperLab с альтернативой популярным приложениям для заказа еды. Третье место досталось команде Sagrad за удобный интерфейс для проведения мобильных платежей и управления расходами. Об особенностях проведения хакатона Vласти подробно рассказал его идейный вдохновитель - Иван Анойкин.
Иван, зачем BeelineКазахстан организовал этот хакатон?
Это для нас первый опыт проведения хакатонов. Мы развиваем экосистему digital-сервисов Beeline, и у нас есть потребность в свежих идеях. С оглядкой на наших коллег, которые уже устраивали акселерационные программы, мы начали изучать такую модель поиска новых решений.
Сначала мы рассматривали вариант классической акселерационной сессии стартапов, но поняли, что объем рынка казахстанских стартапов не такой большой как хотелось бы, и решили провести хакатон, но не просто двухдневные соревнования по экстремальному программированию и разработке - мы подготовили специальную программу с тремя направлениями.
Первое направление - исследовательская лаборатория проектов. Мы напрямую - без акселерации - вышли на стартапы, которые уже есть на рынке Казахстана, начали с ними контактировать и смотреть, насколько эти стартапы подходят под те или иные задачи компании. Второй стрим - это непосредственно хакатон. Здесь мы привлекли два десятка университетских команд, из которых три команды стали победителями, а еще двум присудили приз судейской коллегии. Третий стрим - это внутренний хакатон среди сотрудников компании Beeline. Мы видим, что у многих членов команды Beeline есть потенциал для этой сферы. Соответственно мы не могли пройти мимо этого и сделали такой же хакатон внутри компании, так как развитие внутренней digital-культуры - для нас также приоритетное направление.
Что конкретно вы хотите получить в результате?
У нас несколько задач. Первое - синергия телеком-бизнеса и digital-экосистемы. Это, например, оплата с баланса телефона, QR-платежи, трекеры, аудио-видео контент.
Второе - развитие внутренней digital-культуры, нового взгляда на развитие продуктов, изменение подхода сотрудников к бизнес-процессам. Хотим посредством проектов менять подход в сторону гибкости и «стартаперского» духа.
Третье – это позиционирование Beeline как партнера для бизнеса, для развития новых решений, продуктов и даже стартапов. Мы будем вести диалог со всеми победителями хакатона и попробуем вместе вырастить новые продукты, которые принесут пользу всем трем сторонам: нашим клиентам, партнерам и Beeline.
Долго вынашивали идею хакатона?
Мы дольше готовились, наверное. Идея не нова. Внутри Beeline и раньше проходили такого рода конкурсы, но все их результаты оставались на уровне идей. Теперь мы решили пойти дальше и установили обязательным условием - как для внутренних, так и для внешних команд - наличие прототипа. Комиссия отсеивала все команды, которые пришли просто с идеей на слайдах.
Так как опыт хакатонов для нас новый, решили обстоятельно подойти к процессу - подготовили рабочую группу, нашли площадку для проведения в лице бизнес-инкубатора МОST, привлекли экспертов в области организации хакатонов, наработали воронку команд, устраивая встречи в ведущих IT-университетах.
Насколько участники хакатона оправдали ваши ожидания?
Это только первый шаг к реальному развитию продуктов. Мы изучали опыт проведения хакатонов, советовались с нашими коллегами по цеху. Для начала мы четко задали условия конкурса – решения должны максимально соответствовать бизнес-задачам Beeline.
Мы выбрали прототипы, которые хотим пилотировать внутри компании. Далее будем взаимодействовать с командами, строить план развития, пригласим в офис Beeline, чтобы вместе развить идею. Результаты этой коллаборации надеемся увидеть в недалеком будущем. Сейчас рано говорить о том, примет ли рынок те идеи, которые были сегодня показаны, но безусловно много интересных прототипов было - идеи от сервисов по доставке еды и знакомств до «умного дома».
Участниками хакатона были как школьники и университетские команды, так и разработчики со степенью PhD. Видно, что уровень студенческой подготовки растет, и наши надежды получить широкий спектр разнообразных идей и прототипов оправдались.
Чего не хватает казахстанским стартаперам?
Казахстанская среда стартапов становится насыщеннее. Мы наблюдаем все больше решений, которые постепенно становятся реальным бизнесом в различных отраслях и, конечно же, в первую очередь в сфере IT и digital-сервисов. Чаще проходят хакатоны и акселерационные программы. Часто встречаются кейсы, когда у команды есть блестящая идея, но не всегда удается показать целостный продукт. Ведь важно кроме решения проблемы показать ценностное предложение, значимость, бизнес-модель и схемы монетизации, определить целевую аудиторию.
От внутреннего хакатона большего ожидали?
Хороший вопрос. Во внутреннем хакатоне у нас был очень большой разброс по качеству прототипов. В нем принимали участие сотрудники различных департаментов компании - начиная от сотрудников колл-центра и заканчивая более-менее приближенными к IT или digital-среде, и они, конечно, не конкуренты внешним участникам с профильной специализацией в программировании.
После обучения часть внутренних команд дошла до реальных прототипов, какие-то команды в большей степени их проработали, какие-то - в меньшей степени. Мы рассмотрели их прототипы на предмет интеграции либо во внутренние бизнес-процессы, либо во внешний продукт. Потому что у внутренних команд идеи не только для конечного пользователя, абонента, но и для изменения в лучшую сторону внутренних систем, бизнес-процессов.
Как далеко до конца процесса трансформации? Как вы поймете, что счастливый конец близок?
Это непрерывный процесс для любой крупной компании. Я думаю, когда экосистема digital-сервисов Beeline начнет приносить доход, который будет соизмерим с традиционным доходом компании от телеком-сервиса, наверное, это и будет означать какой-то действительно серьезный шаг в сторону трансформации.
Сейчас Beeline старается позиционировать себя как digital-платформа. Та продукция, которую Beeline планирует выводить на рынок в 2017 году сфокусирована на digital-сервисах. Это месседжинг, мобильные финансовые сервисы, возможно, даже какие-то нетрадиционные телеком-продукты.
То есть уже есть понимание, какие цифровые продукты вы хотите предлагать?
Понимание есть, но здесь стоит отметить, что рынок цифровых продуктов, мобильных приложений и сервисов настолько динамично меняется, что нужно очень четко и правильно выстраивать стратегию и понимать, какой продукт можно выводить, использовать на постоянной основе. На ротирующейся основе. Те же самые мобильные платежи, которыми мы пользуемся каждый месяц. Есть приложения, которые во всем мире быстро обретают популярность, потом она спадает, и никто о них больше не вспоминает.
Мы обстоятельно подходим к созданию сервисов и стараемся делать что-то действительно полезное для людей. Разрабатывать продукты, которые абоненты могли бы использовать каждый день, на уровне life-style, встроить в свою жизнь, чтобы они получали от этого удовольствие.
В этом смысле на кого больше нацелен Beeline - на отдельно взятого пользователя или на бизнес?
Если говорить об аудитории цифровых продуктов, то в первую очередь, это держатели смартфонов, активные пользователи социальных сетей, популярных мессенджеров. Это та аудитория, которой мы предложим свои сервисы. Параллельно мы думаем над тем, как бы мы могли обслуживать с помощью digital-сервисов поколение бабушек и дедушек, у которых простые кнопочные телефоны. На хакатоне была идея по мобильному переводу денег посредством приложения, к примеру, бабушке, которая продает картошку. Почему бы и нет? Это уже соединение двух аудиторий.
Сколько стоит разработать и внедрить в систему цифровой продукт?
Это то же самое, что ответить на вопрос: «Сколько стоит машина?». Это может быть кожаный салон и литые диски, джип или гоночная машина. Здесь все сугубо индивидуально. Есть решения, которые очень легко встроить в экосистему, а есть решения, которые требуют большой технической проработки, глубокой интеграции.
Сейчас набирает популярность такое взаимодействие как «распределение доходов» (Revenue Sharing). Многие компании практикуют встраивание в свой бизнес стороннего цифрового решения по этому принципу. Здесь для нас тоже новое поле для работы. Почему бы не создавать интересные сервисы совместно с другими компаниями, стартапами или университетскими командами?
Какой цифровой продукт Beeline на сегодня самый удачный?
На сегодняшний день все digital-продукты Beeline Казахстан направлены на продажу и на self-care - обслуживание. Если говорить про успешность и качество проработки, к примеру, приложение My Beeline популярно и получает хорошие отклики. Но это все-таки больше приложение для того, чтобы обслуживать абонента, повышать уровень сервиса и предоставлять услуги посредством digital. Если говорить о мобильных финансовых сервисах, там есть определенные прорывы за последнее время - например, новая услуга вывода денег на карту с баланса. Мы хотим сделать digital-продукт, который бы вовлекал новую аудиторию и создавал дополнительный источник дохода. И мы только в начале пути.