Минимальная стоимость продовольственной корзины на данный момент в городе Алматы составляет 15 242 тенге. В среднем по городу Алматы данный показатель составляет 18 670,56 тенге. Из этого можно сделать вывод о том, что даже минимальная стоимость продовольственной корзины почти на 40% превышает прожиточный минимум, говорится в исследовании агентства «Рейтинг.kz».
Ирина Галат, Vласть
Минимальная стоимость продовольственной корзины на данный момент в городе Алматы составляет 15 242 тенге. В среднем по городу Алматы данный показатель составляет 18 670,56 тенге. В то время как, согласно обнародованным в начале июня этого года данным госагентства по статистике, величина прожиточного минимума в Алматы в среднем на душу населения, рассчитанная исходя из минимальных норм потребления основных продуктов питания, в мае 2012 года составила 18 685 тенге, из них на продовольственные товары - 11 122 тенге. Из этого можно сделать вывод о том, что даже минимальная стоимость продовольственной корзины почти на 40% превышает прожиточный минимум, говорится в исследовании агентства «Рейтинг.kz».
Для проведения исследования были отобраны 20 супермаркетов города Алматы. Оценка их качества проводилась по 10 критериям, поддающихся объективной количественной оценке.
По результатам исследования лидерские позиции в совокупном рейтинге заняли «МЕТRO», «METRO-2» и «GREEN», которые не входят в группу аутсайдеров ни по одному из десяти значимых показателей. При этом по уровню цен оба центра оптовой торговли оказались только в середине рейтинга.
Таким образом, в списке лидеров оказались супермаркеты с более полным ассортиментом, налаженным сервисом, приемлемой транспортной инфраструктурой и клиентоориентированным персоналом.
Супермаркеты, имеющие более низкую стоимость продовольственной корзины, как «Чайка» и «HIT», в итоговой классификации оказались на 20 и 18 местах соответственно. На основании этого исследователи делают вывод о том, что невысокая стоимость товаров достигается в социальных супермаркетах за счет сравнительно низкого уровня сервиса и качества инфраструктуры. В то же время такие элитные супермаркеты, как «Столичный» и «Юбилейный», в итоговом рейтинге оказались в середине второго десятка.
В процессе исследования был выявлен ряд следующих критических результатов по социально-значимым критериям:
недоступность подавляющего большинства гипер-/супермаркетов города Алматы для людей с ограниченными возможностями;
низкое качество овощей и фруктов на прилавках крупнейших гипер/супермаркетов города;
почти во всех гипер/супермаркетах существует проблема несоответствия торговой (наличие быстро работающих касс и адекватного клиентоориентированного персонала) и транспортной инфраструктуры (удобный паркинг и наличие остановок общественного транспорта);
стоимость продовольственной корзины в гипер/супермаркетах, расположенных в центральной части города существенно выше стоимости продовольственной корзины в гипер/супермаркетах, расположенных на окраине Алматы.
Стоимость продовольственной корзины
Стоимость продовольственной корзины в супер- и гипермаркетах Алматы варьируется от 15 240 до 21 600 тенге. Тройку наиболее экономичных магазинов составляют «Чайка», «HIT» и гипермаркет «GREEN» в ТЦ «Мерей». Замыкают рейтинг супермаркеты «Столичный», «Юбилейный», «Ресей», где стоимость продоволственной корзиня является наиболее высокой.
Ассортимент товаров
Наибольший ассортимент продуктов отмечен: в «Astore» в ТРЦ «ADK», гипермаркет «GREEN» в ТЦ «Мерей» и в Центре оптовой торговли «METRO-2». Наименьший: «Чайка», «HIT» и «Ресей».
Качество транспортной инфраструктуры
В городе Алматы практически нет гипер- или супермаркета с максимально удобной для рядового потребителя транспортной инфраструктурой.
В группу с относительно небольшим количеством людей в очередях на кассу попали: «Столичный», «Юбилейный», «Ресей», Торговый комплекс «Magnum» на ул. Рыскулова и Центр оптовой торговли «METRO-2». Аутсайдерами по данному показателю являются: Супермаркет «HIT» и Торговый комплекс «Magnum» на ул. Абая.
Наличие или отсутствие испорченных или просроченных продуктов на прилавках
В 19 из 20 исследуемых супер- и гипермаркетов не было обнаружено просроченных товаров. Только в гипермаркете «A-store» исследователи нашли просроченный продукт, где дата окончания срока годности была заклеена ценником. Однако после обращения к администратору весь просроченный товар был изъят с прилавков гипермаркета.
Клиентоориентированность персонала
Максимальную заинтересованность в обеспечении клиента более хорошим сервисом проявили: центры оптовой торговли «METRO» и «METRO-2», «Столичный» и «Юбилейный».
Доступность гипер-/супермаркета для людей с ограниченными возможностями и для людей с колясками
Люди с ограниченными возможностями не могут полноценно совершать покупки в алматинских магазинах. Практически ни один из исследуемых гипер-/супермаркетов города Алматы не приспособлен для людей с ограниченными возможностями.
Наличие и качество камер хранения для вещей покупателей
Наименее безопасные и надежные камеры хранения находятся в супермаркетах «Чайка» и «HIT».
Возможность оплаты покупок посредством кредитных карточек
В 18 из 20 исследуемых гипер-/супермаркетов на кассах имеются терминалы для оплаты при помощи кредитных карточек. В то же время зачастую эти терминалы не работают. А в некоторых магазинах после полуночи нельзя оплачивать покупки посредством пластиковых карточек. Полное отсутствие возможности такой оплаты наблюдается в супермаркете «Чайка» и гипермаркете «A-store».
Наличие и количество скидок и акций в точке продажи
В результате исследования было выяснено, что количество скидок и акций в гипер-/супермаркетах города Алматы прямо пропорционально площади исследуемых магазинов. В супермаркетах с самой низкой стоимостью продовольственной корзины скидок почти нет.