14 декабря в прокат выходит криминальная драма «Неделимое» –
дебютная картина режиссера Олжаса Ахметова. Несмотря на то, что Ахметов пришел
в кино из строительного бизнеса, ему удалось снять фильм, за который не стыдно.
Айсулу Тойшибекова рассказывает о новинке проката.
Фильм начинается со сцены, в которой зрителя знакомят с одними из главных героев картины – патрульными Алдияром (Берик Айтжанов) и Аяном (Азиз Бейшеналиев), дежурящими где-то на участке трассы, ведущей к границе. Из их диалога становится понятно каких принципов придерживается каждый их них: Аян порицает увлечение коллеги понтами в виде туфель из крокодиловой кожи, дорогих часов и золотого Vertu; Алдияр отвечает, что честностью в этом мире мало чего можно достигнуть. Между делом, радар засекает превышение скорости, за рулем оказывается молодой парень, который отказывается давать взятку. Алдияр тут же теряет к нему интерес, а Аян сжалившись над парнем и девушкой, опускает их, не выписав штраф.
Отдежурив положенное, двое полицейских отправляются в придорожное кафе «Поляна», где они обычно обедают. Здесь их хорошо знают: хозяин кафе Арсен (Алексей Шемес) и Алдияр – без пяти минут партнеры в строительстве такой же забегаловки с гостиницей и СТО в придачу. Сюда же, в «Поляну» перекусить заглянули и мужчины, ограбившие инкассаторскую машину (Нуржан Садыбеков, Чингиз Капин, Асан Мажит). Они планируют пересечь границу и зажить новой жизнью на Западе. О них, кстати, несколькими минутами раньше сообщили в новостном выпуске и теперь они в центре всеобщего внимания. Заподозрив в троице преступников, Арсен предлагает им сделку – он проводит их через границу, а они делятся с ним деньгами. И всё бы ничего, если бы не двое полицейских, сидящих за соседним столом. Начинается борьба за украденные миллионы.
Проводить параллели между «Неделимым» и картинами Квентина Тарантино начали еще до премьеры. То, что Ахметов вдохновлялся культовыми картинами Голливуда, чувствуется во всем, начиная с символичной сцены скармливания мыши змее в террариуме кафе, заканчивая ярко выраженными характерами персонажей и неожиданным финалом. Юмор в «Неделимом» тоже есть, и он весьма своеобразен, как и подобает жанру – на грани шутки и грубости. Что примечательно, в кафе «Поляна» собралось 8 человек, что волей-неволей заставляет вспомнить «Омерзительную восьмерку» Тарантино, где закрытые в одном доме охотники за головами и прочие персонажи проводят свои «переговоры».
Нужно отметить хорошую операторскую работу Виталия Кистанова, чье видение расширило возможности киноязыка «Неделимого» и передало напряженность, повисшую в одном помещении. Каст фильма подобран удачно: актеры играют и лицом, и телом, и голосом, а живые диалоги, не лишенные обсценной лексики, органично звучат в рамках заданной ситуации. Большую часть времени события разворачиваются в кафе, где раскрывается мотивация каждого из персонажей. Например, хозяину кафе Арсену и его правой руке Досу (Ерден Телемисов) не в новинку обходить закон, и упустить возможность поживиться кусочком большого пирога они не намерены. Патрульный Алдияр тоже не прочь разжиться, он не брезгует нарушать законы и за гораздо меньшие суммы. Бывший оперуполномоченный Аян (его, кстати, разжаловали до патрульного из-за честности) смотрит куда дальше своего коррумпированного коллеги, пытаясь донести до того, что сговор с преступниками, убившими двоих человек – это преступление куда более тяжелое, чем коррупция. Куда хуже обстоят дела у преступников – заявившись в кафе с клетчатой базарной сумкой, набитой миллионами, они сильно налажали, и теперь им придется делить награбленное. В фильме трудно выделить главного героя, но в центре повествования, безусловно, пара полицейских. Их борьба между собой и внутри себя – это то, что хоть раз в жизни происходило с каждым из нас. Пойти на сделку с совестью и промолчать, сделать вид, что все в порядке или воспротивиться и сделать так, как велит честь? Весьма сложный выбор в некоторых обстоятельствах. Финал более чем поучителен и ироничен: жадность и глупость до добра не доведут.
Несмотря одну-две малозначительные сцены, ведущие в никуда, «Неделимое» дает понять – казахстанское кино может быть разным: оно может быть нескучным и держать зрителя в напряжении до самого финала, который не разочарует.