В ноябре минувшего года алматинский активист Альнур Ильяшев подал иск против акимата Алматы: по его мнению, ведомство не уделяет достаточного внимания проблеме загрязнения воздуха в городе. В декабре независимый сайт мониторинга воздуха airkaz.orgтакже сообщал о серьезном превышении нормы загрязнения частицами PM-2,5 в Алматы – от 200 до 300 мкг/куб м, при норме не выше 25 мкг/куб м. В своем иске Ильяшев ссылался на Комплексную программу по снижению загрязнения окружающей среды, которая должна быть реализована до 30 сентября 2019 года, однако, суд принял сторону акимата, так как этот документ ранее был признан маслихатом утратившим силу. Vласть запросила у акимата новый комплексный план по улучшению экологической обстановки города.
Комплексный план мероприятий по достижению целевых показателей качества окружающей среды и улучшению экологической обстановки в городе Алматы до 2025 года был разработан в прошлом году управлением природных ресурсов, однако, как уточнили в ведомстве, он еще не утвержден официально. По каждому пункту планируется провести общественные слушания.
Газификация ТЭЦ
В комплексном плане есть пункт «Проработать вопрос перевода ТЭЦ-2 на природный газ». Он включает в себя разработку ТЭО, проектно-сметной документации и реализацию проекта, ответственными назначены управление энергетики и коммунального хозяйства города, а также АО «Алматинские электрические станции». При этом предТЭО модернизации ТЭЦ-2, разработанное холдингом Самрук-Энерго в мае 2018 года, еще не было утверждено правительством. В мае 2018 года сообщалось, что правительство должно вскоре на основе материалов предТЭО и с учётом мнения заинтересованных сторон выработать позицию в отношении целесообразности разработки ТЭО, вариантов модернизации и источника финансирования. Как ранее рассказывала Vласть, по данным акимата Алматы, при переводе ТЭЦ-2 на сжигание природного газа годовое количество выбросов в атмосферу сократится на 27 тыс.тонн или на 80%.
В ноябре издание Forbes сообщало, что Самрук-Энерго все еще ожидает ответа от правительства. Разработанное предТЭО предлагает три варианта:
1) Построить новую станцию на газе, аналогичную по мощности существующей;
2) Расширить ТЭЦ-2, построив парогазовые установки для покрытия потребности в горячем водоснабжении и с сохранением угольной части для работы в зимний период;
3) Реконструировать существующие энергетические котлы № 1-8, установив современное оборудование для очистки дымовых газов (улавливание золы, оксидов серы и азота).
В феврале прошлого года вместо строительства новой станции рассматривался вариант реконструкции ТЭЦ-2 для сжигания газа на существующих восьми энергетических котлоагрегатах, однако эксперты сочли его опасным. В ноябре вице-министр энергетики Сабит Нурлыбай, выступая в сенате на правительственном часе, посвященном вопросам перехода страны к «зелёной экономике», также сообщил, что по вопросу перевода алматинской ТЭЦ-2 на газ «разработано предварительное технико-экономическое обоснование на строительство новой станции с парогазотурбинными установками на газе», и что по ходу этой работы еще будет доложено.
О строительстве новой газовой ТЭЦ в комплексном плане ничего не говорится, однако планируется предложить перевести на газ ТЭЦ-3 (Алматинская ГРЭС), расположенную в поселке Утеген батыр (бывший Энергетический). Сейчас она, как и ТЭЦ-2, работает на экибастузском угле и мазуте.
Мониторинг состояния воздуха и
(не совсем) открытые данные
Управление природных ресурсов планирует совместно с «Казгидрометом» вести мониторинг обращений по качеству воздуха на сайте акимата города. Кроме того, предлагается увеличить число наземных станций до минимум 20 и ставить по посту через каждые 0,5-5 км. «Казгидромету» будет предложено установить в различных районах города мониторы, сообщающие об уровне загрязнения воздуха в режиме реального времени.
На основных промышленных предприятиях-загрязнителях предлагается установить датчики для передачи данных в онлайн-режиме «на сервер контролирующим органам». Как пишет на своей странице в Facebook журналист Вадим Борейко, на втором заседании суда по смогу ответчики со стороны акимата объяснили, что мониторинг загрязнения, производимого ТЭЦ-2, проводится четыре раза в год, и эти данные можно получить однократно по запросу, однако постоянного информирования граждан об этих данных законодательством не предусмотрено.
Тем не менее, в управлении планируют мониторить воздействие выбросов автотранспорта на качество воздуха и оценить риски для экологических систем и горожан. В планы входит и «формирование информационного блока для населения».
Транспорт
Довольно большое внимание будет уделено электротранспорту. Так, в комплексном плане ведомства есть пункт «проработать вопрос по организации производства по выпуску электромобилей и электроавтобусов». Как сообщает национальная палата предпринимателей «Атамекен», в октябре 2016 года акимат Алматы подписал меморандум с казахстанской компанией Falcon Eurobus и автоконцерном Daimler AG. В его рамках запланирована поставка автобусов марки Mercedes для обслуживания городских маршрутов. В 2017 году сообщалось, что в Алматы более месяца простаивает электроавтобус, приобретенный директором ТОО Falcon EuroBus Муратом Адильхановым за €600 000 у немецкой компании. Во время первой же поездки электрический автобус встал, так как водитель не смог развернуться. Причинами простоя дорогого импортного транспорта также назвали бумажную волокиту и отсутствие подстанции для зарядки. В октябре 2018 года на сайте национальной палаты предпринимателей Атамекен появилось сообщение о том, что новый завод по сборке электроавтобусов Falcon Eurobus готовится к запуску в Алматы. «В настоящее время на заводе произведено 10 автобусов стандарта Евро 5, до конца года выпустят еще 100 единиц», – говорится в сообщении. Чтобы узнать о планах по запуску электроавтобусов в Алматы, мы дозвонились в компанию Falcon Eurobus, однако там попросили перезвонить позднее, и после этого больше на звонки не отвечали.
Другая компания, совместное предприятие китайской компании Higer и научно-технологического центра «Парасат», получившая в итоге название Higer-Quazar, также построила завод по производству электроавтобусов в Алматы. Однако на городские маршруты они пока так и не вышли.
Что касается частного электротранспорта, то управление предлагает открыть линию микрокредитования по приобретению и эксплуатации электрических автомобилей.
Планируется также «продолжить работу по переводу коммунального транспорта на природный газ». В начале 2017 года cообщалось, что доля экологически чистого общественного транспорта в Алматы составляет 60%, и четверть городского автопарка представляют газовые автобусы». В том же году аким города Бауыржан Байбек говорил, что нужно продолжать перевод общественного транспорта на газ. «Для этого необходима соответствующая инфраструктура, заправочные и сервисные станции, поэтому сейчас создается автопарк, который будет отвечать всем этим требованиям», – сказал тогда градоначальник. В 2018 году были закуплены новые автобусы на класса Евро-5, работающие на дизельном топливе. В 2017 году такой выбор объяснялся, во-первых, тем, что дизельные автобусы на 30% дешевле газовых, а во-вторых, нехваткой газозаправочных станций в городе. Всего в текущем году было запущено 479 новых дизельных автобусов, на следующий год планируется приобрести еще порядка 600. В конце 2018 года издание Bnews сообщило, что в новом году ТОО «Алматыэлектротранс» намерено закупить 200 автобусов на газе. По открытым данным компании Gas Energy, в Алматы и Алматинской области есть 37 газовых заправочных станций ТОО «АвтоГазТрейд». Из них в черте города находится 15. В конце декабря минувшего года министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что в республике появится более 100 газозаправочных станций в ближайшие годы, однако о конкретных сроках реализации этих планов не рассказал.
Юридическим и физическим лицам для перевода их автотранспорта на природный газ продолжат выдавать кредиты. Частных автовладельцев также планируется «стимулировать» переходить на газ при помощи информационной работы.
Для улучшения экологической обстановки города также планируется оптимизировать маршруты движения автобусов. Будет предложено перенести остановки, которые создают заторы автотранспорта. На пересечении улиц Байзакова и Райымбека, между тем, предлагается оптимизировать движение, построив транспортную развязку. Еще два предложения напрямую затрагивают интересы водителей: во-первых, будет предложено ограничить движение частных автомобилей по дням недели в зависимости от четности номера автотранспорта, а во-вторых, запустить систему платного въезда и передвижения по городу для иногороднего транспорта.
Городская среда
Также в планах управления есть пункт «Внести предложение о выводе за пределы города Международного Аэропорта г.Алматы». При этом в конце декабря в акимате рассказали о планах расширения существующего аэропорта путем пристройки нового блока с западной стороны. Строительство планируется начать весной 2019 года.
За пределы города также предлагается вынести «экологически вредные предприятия ТОО «Асфальтобетон -1», ТОО «Темирбетон -1». Выбросы от стационарных источников без очистки, по данным управления, на сегодняшний день составляют 16 200 тонн. Их планируется снизить, внедрив «современное пыле-газоочистное оборудование на промышленных предприятиях города и прилегающей территории».
Частному сектору и предприятиям питания, находящимся в газифицированных районах, планируется запретить использовать твердое топливо. Весь частный сектор (как указано в плане, 7798 абонентов), также собираются газифицировать.
Вместе с тем, предлагается провести анализ распределения загрязняющих веществ в городе с учетом модели формирования ветров. Управление также предложит комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства разработать новые строительные нормы и правила по планировке и застройке города Алматы для оптимизации градостроительной политики в городе, в том числе путем учета региональных особенностей аэрации.
До 2022 года планируется разработать предложения технологических решений по управлению уличными городскими стоками и по созданию системы ливневой канализации. Тем не менее, по данным, указанным на портале госзакупок, получается, что еще до разработки таких предложений, за 2017 год на реконструкцию и строительство арычных сетей и ливневой канализации в Медеуском, Ауэзовском, Алатауском и Бостандыкском районах было суммарно потрачено около 500 млн тенге.
Также управление планирует в 2019-25 годах провести реконструкцию многих скверов и благоустроить городские зеленые зоны. Так, реконструкция ждет сквер Жетысу, новый сквер планируется построить в Карасу, а благоустройство и озеленение проведут в скверах у КазДрамтеатра, «Олимпийцев», у Государственного музея РК, в роще «Маяк», у Дворца Школьников, на набережной реки Есентай, в сквере Журналистов, «Шугыла», у Дома детского творчества, в сквере «Славы аэропорта», в парке «Дружбы», в сквере «Аро», в парке «Детский», у КБТУ и ГАТОБа, на улице Байсеитовой от ул. Кабанбай батыра до ул.Богенбай батыра, в сквере М. Маметовой, на территории парка им. 28 Гвардейцев-Панфиловцев и в зеленых зонах по ул. Байзакова от ул. Тимирязева до ул. Сатпаева и по ул. Габдуллина от ул. Ауэзова до ул. Байзакова.
При этом также, согласно плану, в 2019 году снова будет разработана проектно-сметная документация на благоустройство и озеленение парка Южный с последующей реализацией. Ранее Vласть рассказывала о борьбе жителей микрорайона Алмагуль против проекта реконструкции Южного, в котором предполагалась масштабная вырубка деревьев. Проект был скорректирован с учетом мнений жителей, однако его реализация затянулась. В сентябре пресс-служба акимата обещала, что работы завершатся через месяц.
Кроме того, по в плане указано, что будет разработана ПСД на строительство и реконструкцию 35 новых парков и скверов. Разработка проекта базового питомника для обеспечения посадочным материалом работ по реконструкции и созданию зеленых насаждений на площади 100 га также входит в план ведомства. В 2019-25 годах планируется посадить не менее 28 тысяч зеленых насаждений.
Мусор
Для решения проблем с отходами города управление предложит обязать предприятия-природопользователи иметь договоры на размещение твердых бытовых отходов (ТБО) на полигонах – эту норму управление предлагает внести в Типовые правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов. Если же удаление происходит не самовывозом, то планируется обязать предприятия иметь договоры с мусоровывозящими организациями. При этом в 2019 году вступает в силу запрет на захоронение твердых бытовых отходов на полигонах – в частности, пластмассы, макулатуры и стекла. Этот запрет входит в «Комплекс мер по современной утилизации и переработке ТБО с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса», разработанный министерством энергетики совместно с акиматами по поручению главы государства. Добавим, что согласно экологическому кодексу республики Казахстан, «местом захоронения отходов является место их постоянного размещения без намерения изъятия». В Алматы только недавно запустился один мусоросортировочный завод для переработки и утилизации отходов, размещенных на полигонах.
В 2019-25 годах управление также планирует усилить взаимодействие с ТОО «Оператор РОП». В частности, планируется рассмотреть финансирование строительства новых заводов для сортировки и дальнейшего использования ТБО. Также управление планирует сотрудничать с РОП по части стимулирования развития бизнеса за счет внедрения механизма компенсирования и улучшения технической базы организаций, осуществляющих сбор и (или) использование вторичных ресурсов, сбор, сортировку и (или) использование твердых бытовых отходов. Еще одно предложение управления – ввести систему GPS-отслеживания транспорта, вывозящего твердые бытовые отходы. Ранее Vласть рассказывала, что принцип расширенной ответственности производителя – РОП – был введен в Казахстане с 2016 года с целью сократить образование отходов и повысить степень их переработки. Производители платят оператору РОП за организацию сбора, транспортировки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов.
Помимо вышеперечисленных планов, управление намерено «утвердить на Градостроительном совете города Алматы форму типовых контейнеров и разрешение на их установку с обязательным вывозом вторсырья не менее 2-х раз в неделю». Отметим, что Градостроительный совет Алматы упразднен с апреля минувшего года. В ближайшие годы также планируется сформировать план поэтапного перехода к раздельному сбору отходов. Ранее в материале Vласти рассказывалось, что раздельная сборка мусора – это самый начальный этап, который, однако, не решит социально-экологических проблем. «(...)все это (отделить разные виды отходов друг от друга – V) можно делать уже на заводе, достаточно установить хорошие сортировочные линии. Тогда вы помимо всего прочего сможете сэкономить и на контейнерах, и на мусоровозах», – говорил корреспонденту Vласти Егор Зингер, открывший в нулевые годы два мусороперерабатывающих завода в Алматы и в Астане. В том же материале рассказано, что на деле часто возникает необходимость дополнительной сортировки из-за многообразия мусора, и по этой причине установка четырех разных контейнеров теряет смысл. Также она теряет смысл потому, что мусор из них все равно сгружается в один мусоровоз.
Поддержите журналистику, которой доверяют.