• 11511
Глава Национального банка Данияр Акишев отвечает на вопросы читателей Vласти

Фото Жанары Каримовой

Две недели назад интернет-журнал Vласть объявил о сборе вопросов для председателя Национального банка Данияра Акишева. В пятницу в Алматы, глава регулятора отвечал на вопросы в ходе интернет-конференции. Vласть публикует ответы Акишева на вопросы читателей.


Вопрос: Здравствуйте Данияр Талгатович, скажите, пожалуйста, буде ли работать государственная программа по поддержке заемщиков, оформивших кредиты в иностранной валюте с 2010г. по 2015г. Люди, когда кредит оформляли, рассчитывали на свою заработную плату в тенге и не могли предположить резкое изменение мирового рынка. Простой народ просит поддержки от государства в лице Нацбанка, помощи по включению заемщиков в государственную программу… Почему такая дискриминация, простой народ, который из последних сил старался платить, остался за бортом, или вы считаете, для них в Казахстане заработную плату выдают в иностранной валюте? Мы не отказываемся платить, и не просим, чтобы списали нам кредит, мы просим установить курс доллара, который был на момент заключения договора займа с БВУ - на какой мы и рассчитывали.

Ответ: В Казахстане для поддержки ипотечных заемщиков реализуется Программа рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов. Данная Программа является в настоящее время основным инструментом для помощи ипотечным заемщикам. Согласно Программе, рефинансированию подлежат ипотечные займы, выданные в период с 2004 по 2009 годы.

Правительство и Национальный Банк приняли решение об оказании помощи наиболее многочисленному количеству проблемных заемщиков, поскольку в общем объеме проблемных ипотечных займов наибольшая доля приходится на период с 2004 по 2009 годы, а именно - 82%. В указанный период происходило становление системы защиты прав потребителей финансовых услуг, заемщики банков не рассчитывали свои финансовые возможности, а банки, в свою очередь, предъявляли недостаточные требования к платежеспособности заемщиков и акцент делался на стоимость обеспечения. Кроме того, необходимо учитывать в условиях увеличения темпов ипотечного кредитования, высокий уровень цен на недвижимость в 2004-2009 годах, которые впоследствии снизились в разы.

Что касается расширения условий Программы. На наш взгляд, необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы данной Программы, отработать Программу по установленным критериям, использовать весь ее потенциал для тех, кто соответствует им, и уже после этого рассматривать вопросы ее возможного расширения. Кроме того, необходимо учитывать, что все решения по изменению условий Программы, требуют тщательного анализа, проведения соответствующих расчетов, а кардинальные изменения параметров Программы связаны с дополнительными расходами.

Поскольку Ваш заем не соответствует условиям Программы, обратитесь в банк-кредитор по вопросу возможности реструктуризации займа в рамках внутренних программ банка.

Также Вы можете обратиться к нам в Департамент по защите прав потребителей финансовых Национального Банка, телефон 2788008 и 2788058, телефон Общественной приемной: 2619213. В настоящее время при участии Национального Банка налажен постоянный диалог между заемщиками и банками по оказанию помощи заемщикам, проводятся индивидуальные встречи.


Вопрос: Добрый день. Очень прошу ответить на мое обращение. Дело в том, что я взяла кредит в 2011 году, со своей семьей проживаю в квартире, которая заложена в Казкомбанке, но так как кредит я получила не в период 2004-2009гг, то, как мне сообщили в Актауском филиале Казкомбанка, не имею возможности участвовать в программе по рефинансированию ипотечных кредитов. Мой супруг лишен слуха на 80%, носит слуховой аппарат, из-за чего не может устроиться на нормальную работу, где отчисляли бы пенсию. Слух потерял, работая в госструктуре ГОВД, но оформлять пенсию по состоянию здоровья не стал, так как очень надеялся, что вернется на прежнее место работы. Воспитываю двоих несовершеннолетних детей. Кредит плачу исправно, но это не означает, что мне не хочется платить его по 3-х %-ной ставке. Где справедливость в отношении таких же простых людей, которые взяли кредит, но в другое время. Помогите, пожалуйста, в возможности участия в программе по рефинансированию ипотечных кредитов. С Уважением, Баетова Жанна

Ответ: Как я уже сказал, на данном этапе важно отработать Программу по установленным критериям, использовать весь ее потенциал для тех, кто соответствует им, и уже после этого рассматривать вопросы ее возможного расширения. Правительство и Национальный Банк приняли решение об оказании помощи наиболее многочисленному количеству проблемных заемщиков, поскольку в общем объеме проблемных ипотечных займов наибольшая доля приходится на период с 2004 по 2009 годы, а именно - 82%. В указанный период происходило становление системы защиты прав потребителей финансовых услуг, заемщики банков не рассчитывали свои финансовые возможности, а банки, в свою очередь, предъявляли недостаточные требования к платежеспособности заемщиков и акцент делался на стоимость обеспечения. Кроме того, необходимо учитывать в условиях увеличения темпов ипотечного кредитования, высокий уровень цен на недвижимость в 2004-2009 годах, которые впоследствии снизились в разы.

Поскольку Ваш заем не соответствует условиям Программы, обратитесь в банк-кредитор по вопросу возможности реструктуризации займа в рамках внутренних программ банка.

Также Вы можете обратиться к нам в Департамент по защите прав потребителей финансовых Национального Банка, телефон 2788008 и 2788058, телефон Общественной приемной: 2619213. В настоящее время при участии Национального Банка налажен постоянный диалог между заемщиками и банками по оказанию помощи заемщикам, проводятся индивидуальные встречи.


Вопрос: 1. Для чего ввели поправку в закон о расширении коридора продажи валюты для обменников? Они и так «наварились» за последние месяцы, теперь еще и на разнице +/-6 тенге будут зарабатывать. Не верю, что они на конкуренцию будут смотреть, будут просто ставить разницу 6 тенге и все. 2. Объясните, почему тенге резко падал, затем 22 декабря вдруг резко пошел вверх, хотя цена на нефть падала и теперь вот укрепилась на уровне 367, если вы говорили, что Набцанк не будет вмешиваться? С чем было связано повышение тенге и есть ли шанс, что он укрепиться и на этом уровне останется? 3. Какие у вас прогнозы по курсу, если нефть будет стоить 20 долларов за барель? А При 17?

Ответ: Добрый день! На первый вопрос отмечу, что после перехода к режиму свободно плавающего обменного курса и последовавшей девальвации курса, установленные пределы отклонения курса покупки от курса продажи наличной иностранной валюты перестали соответствовать новым значениям курса. Поэтому с 1 февраля 2016 года предельно допустимая маржа между курсом покупки и курсом продажи доллара США увеличена до 6 тенге, а по евро – до 7 тенге пропорционально новым значениям курса. Это позволит обменным пунктам более гибко подходить к установлению курса покупки и курса продажи валюты и устранить возникающие проблемы в перебоях работы обменных пунктов. В условиях свободно плавающего обменного курса, в случае резких изменений курса в течение дня, обменные пункты опасаясь понести убытки, связанные с покупкой валюты у населения по относительно высокому курсу, прекращают работать, подстегивая тем самым ажиотажные и спекулятивные настроения у населения и дестабилизируя ситуацию на рынке.

Что касается второго вопроса, то цена на нефть 20 января достигла своего минимума, после чего начала расти. Как следствие, обменный курс тенге с 22 января начал укрепляться. Если тенденция сохранится длительное время, то обменный курс тенге продолжит укрепление. При этом необходимо отметить, что связь движения цен на нефть и динамики обменного курса нелинейна: при разных уровнях нефтяных цен чувствительность курса различна. Кроме цены на нефть на обменный курс тенге оказывают влияние множество факторов, такие как динамика обменных курсов валют стран-основных торговых партнеров, ожидания участников рынка, состояние платежного баланса, изменение процентных ставок, темпы роста инфляции и др.

Касательно прогнозов, то Национальный Банк не устанавливает ориентиров по обменному курсу и не прогнозирует его значения на любой период времени.


Вопрос: Алмас Чукин, экономист, аналитик: Сколько в прошлом году было продано валюты, за счет всех источников (ЗВР, Нацфонд и пр.), и сколько куплено. И второй вопрос. В 2014 Нацбанк утвердил программу валютных свопов на 10 млрд. дол. Сколько было заключено сделок этого рода. Сколько погашено. Сколько еще висит на балансе действующих свопов?

Ответ: Добрый день, Алмас, как ранее уже сообщалось Национальным Банком, общий объем нетто-продаж на валютном рынке в 2015 году составил17,7 млрд. долларов США. Программа по валютно-процентным свопам предусматривала максимальный лимит в размере 10 млрд. долларов США. По настоящее время, указанный лимит не был превышен. В связи с тем, что данная информация относится к банковской коммерческой тайне, объем открытых операций валютно-процентный с банками второго уровня не может быть раскрыт.


Вопрос: Уважаемый Данияр! Положил деньги на депозит Народного банка две недели назад под 10 процентов. С 1 февраля проценты депозиты увеличены до 14 процентов. Вопрос: Почему я не могу сделать это сразу, а должен ожидать определенное время, например, месяц со дня вложения денег? Может быть, нужна более гибкая система управления депозитами? Деньги ведь я не снимаю. Они остаются у банка. Возможно, такая система управления депозитами привлечет новых клиентов? Будут ли начислены проценты за месяц? С уважением, Вячеслав Косников

Ответ: Добрый день, Вячеслав! Все вопросы по условиям депозита, как правило, оговариваются при заключении договора с банком. Это вопросы размера ставки вознаграждения, периодичности выплаты вознаграждения, срока размещения денег на депозите, а также условия досрочного расторжения договора и другое. Если на момент заключения договора Вы были согласны с предложенными условиями и, соответственно, подписали договор, то необходимо соблюдать его условия.


Вопрос: Уважаемый Данияр Акишев! Я Куканова Гульзайда Андреевна. Жительница г.Атырау. Являюсь заемщиком АО "АТФ"банка. Сумма ипотечного займа - 70 000$. Ежемесячный платеж - 900$ на 20 лет. Чтобы улучшить жилищные условия взяла кредит. Обе недвижимости в залоге .По государственной программе не прохожу, просрочка – 4 месяца. В настоящее время испытываю затруднения по погашению кредита из-за повышения курса доллара. Сумма погашения превышает сумму моего дохода. Прошу Вас оказать помощь в решении возникшей сложной проблемы. Смягчить и зафиксировать курс на 17.08.15.г.-188,35т. С уважением Куканова Г.А.
Ответ: Гульзайда Андреевна, здравствуйте! Ваш случай требует более детального рассмотрения, исходя из Вашего вопроса, сложно сейчас предоставить развернутый ответ. Вы можете обратиться к нам в Департамент по защите прав потребителей финансовых Национального Банка, телефон 2788008 и 2788058, телефон Общественной приемной: 2619213, либо Вы можете обратиться в Атырауский филиал Национального Банка.


Вопрос: Мой ипотечный долларовый кредит, взятый в 2011году в АТФ банке, был передан в КИК. На заявления о рефинансирование долларового займа банк отвечает отказом. Почему же Правительство приняло программу рефинансирования жилищного и ипотечного займа только до 2009 года и бросило за борт (заемщиков - V) 2011 года, обрекая нас на мытарства и унижения перед банками? И также в пакетах документов, разработанных Национальным банком из 4 направлений, ничего не сказано в поддержку добросовестных плательщиков. Почему все долларовые кредиты не переводят в тенговые, при этом снизив ставку банковского вознаграждения?

Ответ: Айжана, здравствуйте! В Казахстане для поддержки ипотечных заемщиков реализуется Программа рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов. Данная Программа является в настоящее время основным инструментом для помощи ипотечным заемщикам. Согласно Программе, рефинансированию подлежат ипотечные займы, выданные в период с 2004 по 2009 годы.

Правительство и Национальный Банк приняли решение об оказании помощи наиболее многочисленному количеству проблемных заемщиков, поскольку в общем объеме проблемных ипотечных займов наибольшая доля приходится на период с 2004 по 2009 годы, а именно - 82%. В указанный период происходило становление системы защиты прав потребителей финансовых услуг, заемщики банков не рассчитывали свои финансовые возможности, а банки, в свою очередь, предъявляли недостаточные требования к платежеспособности заемщиков и акцент делался на стоимость обеспечения. Кроме того, необходимо учитывать в условиях увеличения темпов ипотечного кредитования, высокий уровень цен на недвижимость в 2004-2009 годах, которые впоследствии снизились в разы.

Что касается расширения условий Программы. На наш взгляд, необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы данной Программы, отработать Программу по установленным критериям, использовать весь ее потенциал для тех, кто соответствует им, и уже после этого рассматривать вопросы ее возможного расширения. Кроме того, необходимо учитывать, что все решения по изменению условий Программы, требуют тщательного анализа, проведения соответствующих расчетов, а кардинальные изменения параметров Программы связаны с дополнительными расходами.

Поскольку Ваш заем не соответствует условиям Программы, обратитесь в банк-кредитор по вопросу возможности реструктуризации займа в рамках внутренних программ банка.

Также Вы можете обратиться к нам в Департамент по защите прав потребителей финановых Национального Банка, телефон 2788008 и 2788058, телефон Общественной приемной: 2619213. В настоящее время при участии Национального Банка налажен постоянный диалог между заемщиками и банками по оказанию помощи заемщикам, проводятся индивидуальные встречи.


Вопрос: Добрый день, Уважаемый Данияр Акишев, Я заемщик по договору ипотечного займа в АО "Алтын Банк". Подхожу по всем критериям установленным для заемщиков по программе рефинансирование под 3%. В связи с тем, что АО "Алтын Банк" не попал в перечень банков работающих по данной программе и отсутствует механизм возможности рефинансирования и/или обязательства рефинансировать заемщиков других банков в банках вошедших в перечень, мы заемщики по сути являющиеся такими же гражданами РК и относящиеся к категории социально уязвимых оказались бесправными. Я не буду сейчас говорить о тех, кто должен нести ответственность за разработку указанной программы с нарушениями конституционных прав граждан. Но благодаря такой "разработке", лично я с апреля 2015 года хожу, пишу, обращаюсь во все финансовые, надзорные и контрольные органы, в том числе неоднократно в Нацбанк РК с требованием рефинансировать займ. Вот уже девять месяцев таких "хождений" и вроде как в феврале внесут соответствующие изменения в программу. Скажите, пожалуйста, господин Акишев, по халатному упущению Нацбанка РК прежде всего, который при разработке программы абсолютно не думал обо всех заемщиках, а только заемщиках избранных банков, мы заемщики банков не вошедших в перечень до сих пор не можем воспользоваться правом на рефинансирование, с августа 2015 года в стране произошла девальвация, сокращения должностей и заработных плат, инфляция и т.д., таким образом, заемщики оказались еще в более сложной финансовой ситуации, в этой связи ответьте, пожалуйста, предусматривает ли Нацбанк при внесении изменений в программу предоставить возможность рефинансировать займ с апреля 2015 года или с даты подачи заявления (обращения) в банк о рефинансировании? Например, мое заявление лежит в АО "Алтын Банк" уже с апреля 2015 года уже девять месяцев! Почему за ошибки и упущения Нацбанка должны отвечать заемщики? Салимова Айна

Ответ: Добрый день, Айна! АО «Altyn Bank» будет включен в Программу.


Вопрос: Можно ли улучшить межбанковские сервисы для пенсионеров? Дело в том, что я являюсь пенсионером города Байконур Кзыл-Ординской области. На данный момент нахожусь в Астане. Получаю пенсию через банкомат Сбербанка. Неоднократно обращался в Сбербанк Астаны и Фондсервис банк РФ города Байконур, через который мне перечисляют пенсию. У меня заканчивается срок действия банковской карты Фондсервис банка. Росийский пенсионный фонд не принимает мои реквизиты Сбербанка. Фондсервис банк меня отфутболивает в пенсионный фонд России .Куда обращаться без того бедному и обделенному пенсионеру? С уважением к вам, пенсионер Жумалиев С.С.

Ответ: Добрый день! Это сложный вопрос, связанный с особым правовым статусом г. Байконур и часто возникают вопросы, подобные Вашему. Я поручу соответствующим подразделениям Национального Банка попытаться решить Вашу проблему через наших российских коллег.


Вопрос: Здравствуйте. У меня вопрос по поводу 3%-ного рефинансирования. Мы с супругом вышли на пенсию одновременно в мае 2015 года и к тому же мой супруг в январе 2015 получил инвалидность второй группы, а я еще в 2014 году получила инвалидность 3 группы. Кредит мы брали в 2007 году в долларах, потом после девальвации 2009 года перевели в тенге. Брали два раза каникулы по полгода. Было даже такое, что несколько месяцев вообще не платили. Жилая площадь меньше 120 квадратов. Скажите нам, пожалуйста, как быть таким, как мы, которые вышли на пенсию или получили инвалидность после 01.01.2015 года? Тем более, чтобы получить инвалидность надо ждать АЖ четыре месяца после травмы.
Ответ: Здравствуйте! Исходя из Вашего вопроса, однозначно сделать вывод о том, соответствует ли Ваш заем условиям Программы, не представляется возможным. Я рекомендую Вам обратиться в Департамент по защите прав потребителей финансовых услуг с полным пакетом документов по Вашей ситуации, мы изучим Вашу ситуацию и дадим необходимые рекомендации. Телефоны Департамента: 2788008 и 2788058, телефон Общественной приемной: 2619213.


Вопрос: Добрый день! Включит ли НБРК в 1 квартале 2016 года в Программу рефинансирования заемщиков 2010-2011 гг с валютным жилищным ипотечным займом и статусом социально уязвимого слоя населения? С уважением, Дана Джарлыгапова

Ответ: Добрый день, Дана! Как я уже говорил, в Казахстане для поддержки ипотечных заемщиков реализуется Программа рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов. Данная Программа является в настоящее время основным инструментом для помощи ипотечным заемщикам. Согласно Программе, рефинансированию подлежат ипотечные займы, выданные в период с 2004 по 2009 годы.

Правительство и Национальный Банк приняли решение об оказании помощи наиболее многочисленному количеству проблемных заемщиков, поскольку в общем объеме проблемных ипотечных займов наибольшая доля приходится на период с 2004 по 2009 годы, а именно - 82%. В указанный период происходило становление системы защиты прав потребителей финансовых услуг, заемщики банков не рассчитывали свои финансовые возможности, а банки, в свою очередь, предъявляли недостаточные требования к платежеспособности заемщиков и акцент делался на стоимость обеспечения. Кроме того, необходимо учитывать в условиях увеличения темпов ипотечного кредитования, высокий уровень цен на недвижимость в 2004-2009 годах, которые впоследствии снизились в разы.

Что касается расширения условий Программы. На наш взгляд, необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы данной Программы, отработать Программу по установленным критериям, использовать весь ее потенциал для тех, кто соответствует им, и уже после этого рассматривать вопросы ее возможного расширения. Кроме того, необходимо учитывать, что все решения по изменению условий Программы, требуют тщательного анализа, проведения соответствующих расчетов, а кардинальные изменения параметров Программы связаны с дополнительными расходами.

Поскольку Ваш заем не соответствует условиям Программы, обратитесь в банк-кредитор по вопросу возможности реструктуризации займа в рамках внутренних программ банка.

Также Вы можете обратиться к нам в Департамент по защите прав потребителей финансовых Национального Банка, телефон 2788008 и 2788058, телефон Общественной приемной: 2619213. В настоящее время при участии Национального Банка налажен постоянный диалог между заемщиками и банками по оказанию помощи заемщикам, проводятся индивидуальные встречи.


Некоторые вопросы отредактированы и сокращены в части персональных данных - V. Ответы приводятся без сокращений.

Свежее из этой рубрики