Национальный банк презентовал в мажилисе проект закона «О платежах и платежных системах», и сопутствующий ему пакет поправок в законодательство. Однако, судя по ответам заместителя председателя Нацбанка Алпысбая Ахметова, сами разработчики законопроекта до конца не разобрались, какими же способами можно регулировать этот рынок.
В ходе презентации прозвучало, что в настоящее время назрела необходимость закрепления правовых положений по вопросам организации и функционирования платежных систем, регулирования рынка платежных услуг с учетом международных стандартов. Поэтому законопроектом закрепляются собственно понятия «платежная система», «платежная услуга», «поставщик платежной услуги», и так далее. Закрепляется перечень категорий поставщиков платежных услуг и требования к их деятельности. За Нацбанком закрепляются полномочия по регулированию и надзору деятельности субъектов, функционирующих на рынке платежных услуг. При этом вводится государственный контроль за деятельность частных небанковских платежных организаций, работающих на платежном рынке Казахстана.
Депутатов, разумеется, заинтересовали нюансы законопроекта. Так, Иван Клименко обратил внимание на дополнительное регулирование, что не сочетается со стандартами ОЭСР и рейтингами легкости ведения бизнеса. Он даже процитировал заключение научно-правовой экспертизы законопроекта, где и эксперты отмечают, что «с позиции реализации свободы частного предпринимательства, долгосрочных интересов потребительских финансовых услуг обоснованность законопроекта не очевидна».
«Регулирование и надзор - это вводится именно с целью защиты потребителей финансовых услуг, - заверил Ахметов, - Чтобы завтра, когда... Вот сейчас для примера скажу - когда вот Qiwi терминалы, вы деньги там вносите, и неизвестно, какие обязательства хозяин Qiwi несет. Деньги ушли не туда, деньги вообще исчезли - предприниматель, физлицо - кто бы ни был, он не защищен в правовом поле. Мы регулирование хотим, регулирование как таковое, чтобы там ежедневно контролировать, регулирования цель - это защита прав потребителей, чтобы потребители услуг могли знать, к кому обращаться можно, если у него деньги застряли, ушли не туда, кто должен защищать его интересы».
Мажилисмен Жексенбай Дуйсебаев предположил, что в требовании об обязательном безналичном расчете при реализации имущества физлицами и активов - бизнесом, могут скрываться «интересы банков, банковских услуг, или, если конкретно сказать - не идет ли лоббирование». Зампред Нацбанка этого не увидел: «Лоббирование интересов банков - кода наоборот за наличный расчет рассчитывается население. И деньги несут в банк, сдают, наоборот, и тарифы банков есть. А за безналичный расчет карточками комиссии банков не взимаются, поэтому здесь лоббирование в части расширения безналичных расчетов ни в коем случае не связано с лоббированием банковских интересов, это наоборот интересы потребителей финуслуг - меньше платить банкам».
По словам Ахметова, виды платежей с принятием закона будут только расширяться. Правда, сосредоточился он только на одной возможности для банков - создании сети агентов и субагентов. «Что это такое? Будут приближаться услуги банковского сектора к человеку. Банк имеет право заключить договор с агентом. Допустим, в ауле есть магазин, с учредителем магазина банк может заключить договор, сделать его своим агентом на договорной основе для расширения своих услуг, и для удобства населения такие виды услуг агентов и субагентов будут применяться. То есть населению не надо ехать в райцентр. Виды услуг будут расширяться, скорость оплаты будет улучшаться», - объяснил зампред Нацбанка.
Депутат Екатерина Никитинская в таком объяснении увидела «нестыковку» логики разработчиков. Если одна из ключевых целей - снизить стоимость банковских услуг для населения, то появление третьих лиц в цепочке платежной системы, наоборот, только увеличит тариф. «Субагенты же бесплатно не будут работать», - заметила депутат.
«Третье лицо может появиться, и четвертое может появиться, субагент, - согласился с ней Ахметов. - Здесь единственный вариант снижения тарифов, еще раз повторюсь, это создание, увеличение количества участников, конкуренцию создавать. Ну, административным методом, чтобы больше 100 тенге, 50 тенге - это не рыночные отношения. Поэтому я согласен с вашими опасениями, что это может быть привести...»
«К монополизации рынка, - резюмировала за представителя Нацбанка депутат. - Я создам такие условия (...) Очень много примеров по банковским системам».
Председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова призналась, что у нее тоже этот момент вызывает опасения: «С одной стороны, при безналичных расчетах никаких комиссий нет. С другой стороны, когда создается агентская сеть, здесь действительно возникают вопросы. Если я через агентства, тогда получается, если я не через банк провожу платежи, то через агента, то появляется комиссия какая-то. Давайте с вами этот механизм проработаем».
Впрочем, Карагусова попыталась уточнить, из чего же складывается тариф на банковские услуги. На что получила ответ, что «Национальный банк не имеет права вмешиваться в процесс установления тарифов банками второго уровня и другими небанковскими организациями, это прерогатива и полномочия самой частной компании». «Ну давайте Нацбанку такие полномочия мы можем дать, - предложила Карагусова. - Потому что услугополучатель - это международное требование по ОЭСР - имеет право знать, из чего складывается стоимость платы за предоставление данного вида услуг. У нас есть некоторые требования ОЭСР. Давайте посмотрим как там и будет к этому стремиться».
«У нас банки второго уровня они всегда аргументируют свои тарифы тем, что основная часть тарифа приходится на оплату международных услуг, потому что мы в международной платежной системе. Вот поэтому нам бы хотелось разобраться для того, чтобы мы с чистой совестью избирателям говорили: да, вот это вот обосновано, банк имеет примерно такую маржу», - добавила Никитинская.
«Вы абсолютно правы, когда используется платежная система, все платежи через карточку, внутри даже одной страны Казахстана, все отражается на операторах этих Visa, MasterCard, - поддержал Алпысбай Ахметов. - То есть банки второго уровня все равно обязаны платить головным компаниям этих платежных систем. Поэтому убрать, исключить - это невозможно. Но вопрос второй - Нацбанк сейчас разрабатывает новую операционную систему, для сведения хотел сказать, систему, которая позволит внутри страны все платежи, которые с использованием карточки внутри Казахстана будут проходить, и не будут отражаться в глобальных компаниях, той же Global Visa. То есть там комиссия будет уменьшаться».
Как именно и насколько уменьшится комиссия хотя бы прогнозно, представитель Нацбанка не сказал ни депутатам, ни журналистам. С прессой Ахметов и вовсе говорить категорически не хотел.
Невыясненные вопросы остались и у депутатов. Гульжана Карагусова призналась журналистам, что и у нее есть немало сомнений и опасений: «В таком виде, в котором он (законопроект) представлен, наши с вами интересы защищены недостаточно. И мы будем это устранять».