Соавтор статьи нобелевского лауреата по экономике Ричарда Талера о поведенческой экономике и её применении в Казахстане
​Герит Тьери Пост, экономист: «Финансовые рынки Казахстана не должны быть ареной, где царит закон джунглей»
Фото департамента коммуникаций и маркетинга Назарбаев Университета

В начале октября профессору Университета Чикаго Ричарду Талеру была присуждена нобелевская премия по экономике за описание более реалистично модели экономического проведения людей. Соавтором одной из статей профессора по этой теме был экономист и профессор Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета Герит Тьери Пост. Vласть поговорила с профессором о его роли в исследованиях Талера, применении модели ограниченной рациональности человека и её важности для Казахстана.

Герит Тьери - профессор по финансам в Высшей школе бизнеса Назарбаев Университета, автор более 50 статей в международных журналах, включая American Economic Review и Journal of Finance and Management Science. В сферу его интересов входят вопросы управления активами, теория портфолио, ценообразование активов, поведенческое финансирование и финансовая эконометрика. После получения степени PhD в области финансов в Институте Тинбергена в 1999 году, Пост работал доцентом, профессором, а затем заведующим финансовым отделением Erasmus School of Economics в Роттердаме, Нидерланды. Он также занимал должности профессора в Cass Business School университета в Лондоне и в Высшей школе бизнеса Университета Кок в Стамбуле.

Профессор Пост, не могли бы вы рассказать о вашей роли в исследованиях Ричарда Талера, за которые ему присудили Нобелевскую премию. Какие задачи перед вами стояли?

Профессор Талер более 40 лет работал над тем, чтобы найти место для психологии в экономике. Он построил мост между экономическим и психологическим анализом процесса принятия решений индивидами. Традиционная экономика основана на утверждении рационального поведения людей и в основном предполагает, что человеческий мозг работает как суперкомпьютер и может решить даже самые сложные проблемы. Ясно, что это нереально. Мы знаем, что человеческие существа имеют когнитивные ограничения и эмоции.

Что касается меня, то я был автором одного из исследований профессора, которое десять лет назад опубликовал журнал American Economic Review. Исследование было успешным по нескольким причинам – его много раз процитировали в академических трудах и оно привлекло достаточно широкое внимание СМИ. В своё исследование мы внесли сразу несколько новшеств: эксперименты со студентами в поведенческой лаборатории и эксперименты в медицинской школе, связанные со сканированием мозга, что было необходимо для понимания неврологических процессов в поведении человека. Также мы провели несколько естественных экспериментов во время анализа игрового телевизионного шоу. У нас был доступ к уникальному набору данных от телепродюсера по имени Эндемол. Они касались поведения конкурсантов в телеиграх с миллионными призовыми фондами. Объединив эти результаты с исследованием, мы представили занимательные эмпирические данные о предубеждениях в поведении и ошибках при принятии решений.

Исследование было успешным в те дни, и осталось таковым спустя десять лет. Приятно осознавать, что отец-основатель нашего научного направления получил большой приз. Когда появилась эта новость, я ходил с широкой улыбкой, я чувствовал себя на десять сантиметров выше. Хотя, на самом деле, это уже вторая Нобелевская премия по экономике, присужденная за исследования в области психологии. В 2003 году её получили профессоры Даниэль Канеман и Вернон Смит. Это был первый признак того, что времена в науке меняются.

Какие предпосылки были у поведенческой экономики, и почему важно было начать исследования в этой области?

Классическая экономика – достаточно ограниченное руководство для понимания и улучшения процесса принятия решений. В основе неё лежат утверждения, что каждый человек – полностью рациональный «homo economicus», способный решить даже самые сложные проблемы оптимизации. Но из собственного опыта мы знаем, что люди ежедневно сталкиваются с трудностями в запоминании даже десятизначного номера телефона или четырехзначного банковского пароля, не говоря уже о решении сложных математических задач. Профессор Талер помог психологии найти место в экономике и сделал её гораздо более реалистичной. Это придало дисциплине такую форму, которая принесла пользу и обычным людям в вопросах получения образования, трудоустройства, выбора пенсионного фонда, формирования инвестиционного портфеля, покупки товаров и так далее. Введение психологии улучшило общее понимание поведения людей, и эти знания можно применить во многих сферах: в государственной политике, в создании образовательных программ, в разработке законов о безопасности и регулировании финансовых рынков, защите прав потребителей и многих других областях экономики.

Войти
У вас уже есть аккаунт? Войдите

Редактор Власти

Свежее из этой рубрики