Как закончилась оценка активов банков и к чему она приведет
  • 12762
Нацбанк не нашел поводов для волнения за банки
Фото Жанары Каримовой

Тимур Жанасов, аналитик, специально для Vласти

Национальный банк Казахстана в конце минувшей недели опубликовал результаты оценки качества активов (AQR) банков страны по состоянию на 1 апреля 2019 года. Согласно результатам AQR, как на системном уровне, так и на уровне отдельных банков дефицита капитала нет – Нацбанк предложил участникам рынка и клиентам не волноваться.

До AQR на консолидированном уровне достаточность основного капитала или же коэффициент k1 составлял 15.5%, с учетом корректировок AQR, он составил 12.7%, что выше регуляторного минимума (7.5%) на 77%, в связи с чем, на системном уровне докапитализации банков не требуется.

Сумма корректировки AQR составила 429 млрд. тенге. Большая доля корректировки – 369,4 млрд. тенге - пришлась на четыре банка - Банк ЦентрКредит, Евразийский банк, АТФ банк и Нурбанк. Они в процессе оценки стали участниками программы Нацбанка по повышению финансовой устойчивости.

На момент выхода результатов AQR эти четыре банка приняли меры по урегулированию корректировки на общую сумму в 180,8 млрд. тенге. С учетом рамочного соглашения, подписанного банками 25 февраля, банкам выдается неденежная гарантия от Фонда проблемных кредитов на платной основе, также предполагается докапитализация за счет акционеров на сумму не менее 50% от разницы между корректировками по итогам AQR и размером провизий в рамках программы повышения финансовой устойчивости в течение 3-х месяцев с момента подписания соглашения, в связи с чем, коэффициент к1 данных банков достигает регуляторного минимума.

Программа повышения финансовой устойчивости, в которой приняли участие четыре банка, включает в себя несколько условий. Банкам, в частности, нужно доформировать капитал со стороны акционеров, им предоставляется инструмент защиты активов - 5-летняя гарантия от Фонда проблемных кредитов на платной основе.

Кроме того, принят ряд строгих условий, которых должен придерживаться банк: не осуществлять необоснованное расформирование провизий по одним активам с целью формирования провизий по активам, покрываемым гарантией; не осуществлять скрытую реструктуризацию активов; не осуществлять сделки с активами на нерыночных условиях; вводится запрет на выплату дивидендов; вводится ограничение на выдачу займов с высоким уровнем риска; вводится запрет на сделки слияний и поглощений; вводится ограничение на выплату компенсации руководству и представительские расходы.

Требование по доформированию капитала за счет средств акционеров, при отсутствии дивидендов может повлечь за собой вынужденную продажу акций, а ограничение на выплату компенсаций руководству теоретически может способствовать потерю квалифицированных сотрудников, который уйдут в поиске более высоких выплат.

В октябре 2019 года, рейтинговое агентство S&P Global высказало свое мнение о возможных последствиях AQR. В частности, агентство ожидало возможную помощь со стороны государства или же требование участия владельцев банков в привлечении дополнительного капитала (какой ситуация и оказалась для участников программы повышения финансовой устойчивости). Однако, S&P Global предположило, что для оздоровления банковского сектора потребуется вливание со стороны государства в размере около 1 трлн. тенге, что было вполне реалистично, учитывая, что ранее, в 2018-2019 годах, Фонд проблемных кредитов выкупил у Цеснабанка проблемные активы (со справедливой стоимостью в 164 млрд. тенге) за 1,05 трлн. тенге, а в 2017 году выкупил проблемные кредиты БТА банка (со справедливой стоимостью в 267 млрд. тенге) за 2,6 трлн. тенге.

Как отмечало рейтинговое агентство, основными задачами AQR является увеличение прозрачности качества активов банковского сектора и увеличение уровня доверия со стороны клиентов и третьих лиц (инвесторов). Проблемой является то, что оценка качества активов рассматривает данные по состоянию на 1 апреля 2019 года. Несмотря на комплексную проверку, ситуация в банковском секторе быстро меняется.

Например, в Цесна банке (нынешний Jysan банк) проблемные кредиты с просрочкой более 90 дней, по состоянию на 1 апреля 2019 года составляли 20,35% от ссудного портфеля, а по состоянию на 1 февраля 2020 года составляют уже 37.64% - почти вдвое больше.

Проблема банковского сектора Казахстана заключается в практике агрессивного кредитования и задержке во внедрении стандартов корпоративного управления. Ужесточение политики кредитования поможет в улучшении качества активов банков, однако это может замедлить экономический рост.

Ввиду улучшения прозрачности банковского сектора и увеличения уровня доверия, можно предположить, что данный эффект нивелируется благодаря увеличению инвестиций, однако основными факторами риска для инвесторов по-прежнему остаются коррупция и политическая ситуация внутри страны.

Отдельной проблемой является покрытие проблемных активов провизиями. На конец 2018 года кредиты на 3-ей стадии (обесцененные) по МСФО 9 покрывались на 60%, в то время как в странах со схожими экономиками процент покрытия кредитов гораздо выше: в России - 130%, в Иордании - 95%, в Турции - 90% и в Грузии - 70%. По состоянию на 2019 год, процент покрытия провизиями кредитов 3-ей стадии в Казахстане сократился до 50%, что говорит о возможной необходимости создания дополнительных провизий в дальнейшем.

Несмотря на результаты AQR, эффективность проведения данной процедуры заключается в дальнейших выполнениях рекомендаций от регулятора. Стоимость проведения AQR составила предположительно 9,3 млрд. тенге. Эффект от этого вложения денег просчитать пока сложно.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики