7 причин, по которым президент разочаровался в «зеленой экономике»

Маргарита Бочарова, Vласть

В последнее время уже никого не удивляет критическое отношение президента к инициативам министерства окружающей среды и водных ресурсов по развитию «зеленой экономики». Vласть при помощи экспертов попыталась выяснить, чем могло быть вызвано такое кардинальное изменение его позиции

Впервые риторика главы государства в отношении «зеленой экономики» изменилась 11 октября 2013 года, когда в Акорде состоялось памятное расширенное заседание правительства. «В последнее время моя уверенность поколебалась сильно по этому вопросу», - заявил Назарбаев по поводу того, что развитие «зеленых» технологий в стране будет происходить, в первую очередь, за счет средств частных инвесторов.

Президент обратил внимание на «зеленый» опыт европейских стран, который описал предельно доходчиво: «…ухлопали огромное количество денег, «посадили» старую энергетическую систему, и не получили то, что мы хотим». В итоге глава государства посоветовал министру окружающей среды и водных ресурсов Нурлану Каппарову не проявлять особого рвения в вопросах возобновляемых источников энергии, пока себестоимость альтернативной энергии так высока. Вместо этого членам правительства было предложено сосредоточиться на других составляющих «зеленой экономики» - например, переработке мусора - и на вопросах энергосбережения.

В ходе своего последнего послания народу Казахстана 18 января 2014 года Нурсултан Назарбаев как бы в продолжение сказанного им ранее заявил, что энергетику следует развивать «в ее традиционных видах», электроэнергию - экономить, а выбросы теплоэлектростанций - очищать. В доказательство обоснованности своих поручений, глава государства привел впечатляющую цифру - 51 ГВт мощностей потеряли страны Европейского Союза только за один год реализации энергостратегии, основанной на концепции «зеленой экономики».

Однако такие слова звучали от президента не всегда - еще в конце 2012 года Нурсултан Назарбаев, запуская в Астане новый завод по производству фотоэлектрических модулей, излучал оптимизм. Его речь была наполнена такими словами как «революция» и «великое дело», он был абсолютно уверен в том, что будущее Казахстана исключительно за инновациями и «зеленой экономикой». Почему спустя год позиция президента поколебалась, Vласть решила узнать у отечественных экспертов.

1. Акцент на форсированную индустриализацию

Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества, обращает внимание на то, что «зеленая экономика» характерна исключительно для постиндустриальных стран. Между тем, Казахстан только вступает на индустриальный путь развития - государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию действует в республике лишь с 2010 года. В условиях активной индустриализации, которая требует значительных энергетических затрат, говорить о развитии альтернативных источников энергии, по меньшей мере, глупо, считает эксперт.

2. Большие объемы государственного финансирования

Развитие «зеленой экономики» требует значительных дотаций со стороны государства, облагая при этом дополнительными налогами другие отрасли, подчеркивает Шибутов. Бакытжан Базарбек, заместитель председателя национальной Коалиции по «зеленой экономике», считает невозможным в современных условиях «откладывать, скажем, 1,8% от ВВП для развития «зеленой экономики». Анна Гусарова, эксперт отдела внешней политики и международной безопасности Казахстанского института стратегических исследований при президенте, отмечает, что во всем мире «пик развития возобновляемых источников энергии пришелся на мировой финансовый кризис», что и ограничило возможности европейских стран по субсидированию сектора возобновляемой энергетики.

3. Неэффективность бюрократического аппарата

По словам Шибутова, планы по развитию «зеленой экономики», представленные ведомством Нурлана Каппарова, «не были согласованы и шли в разрез» с планами министерства нефти и газа, а также министерства индустрии и новых технологий. Аналитик Жулдыз Алматбаева считает, что все беды от того, что отечественные ведомства слова президента о необходимости развития «зеленой экономики» поняли буквально, не оценив сложности поставленной задачи. Гусарова подтверждает слова своей коллеги, отмечая «отсутствие стратегического осмысления и расчетов экономической целесообразности и эффективности развития «зеленой» экономики» в Казахстане.

4. Неблагоприятные природные и экологические условия

Со ссылкой на исследования международных организаций, Шибутов утверждает, что «чисто по физико-географическим факторам Казахстан не приспособлен для массового развития солнечной и ветровой энергии». Представитель коалиции по «зеленой экономике» же, в свою очередь, признается: «Непросто говорить о «зеленой» энергетике в стране, где более 70% земель подвержены опустыниванию, которая переживает дефицит воды, завися от соседей, и тонет в собственных отходах ТБО». Кроме этого, Базарбек отмечает, что природная среда Казахстана - «вторая по загрязненности органическими веществами на континенте».

5. Доминирование традиционных источников энергии

«Традиционные источники энергии, такие как уголь, нефть и газ, продолжают занимать доминирующие позиции в энергобалансе многих передовых стран», - говорит Гусарова. Она обращает внимание на то, что несмотря на бум «зеленой» энергетики в Европе, США укрепляют позиции своих концернов именно благодаря низким ценам на газ. Алматбаева, говоря о ситуации в Казахстане, сообщила, что до 90% энергии в стране в настоящее время вырабатывается в результате сжигания высокозольных углей. Однако эксперт все же не испытывает энтузиазма по поводу будущего традиционных источников энергии: «Нефти и газа надолго не хватит».

6. Недостаточность правовой базы

Базарбек уверен, что законодатели должны работать над созданием «условий стимулирования внедрения экологически чистых технологий, производства чистого топлива либо сырья в существующих Экологическом, Земельном, Лесном, Водном кодексах, законах о недрах и нефти». По его словам, ничего подобного сейчас в отечественном законодательстве нет, либо не исполняется надлежащим образом. Специалист настаивает на необходимости изменения «парадигмы поведения государства в отношении бизнеса», которому подобно ребенку необходимы соответствующие стимулы.

7. Сложности технического характера

Алматбаева напоминает, что при переходе на возобновляемые источники энергии необходимо учесть не только высокую стоимость «зеленой» электроэнергии для потребителя, но и «необходимость технически перестраиваться участникам рынка, мощности которого в значительной степени приватизированы или сданы в аренду». Ввиду этого аналитик убеждена, что возобновляемые источники энергии не являются для Казахстана панацеей. Гусарова, кроме этого, подчеркивает и тот факт, что «до сих пор не решены проблемы накопления и хранения вырабатываемой альтернативными источниками энергии».

Свежее из этой рубрики