Абылкаир Скаков, зампред Налогового комитета Минфина: «Онлайн-чеки скоро станут реальностью»

Софья Пашкова, Астана, Vласть

Казахстанская налоговая служба одной из первых среди государственных органов начала внедрять различные электронные сервисы. И сегодня налоговики ставят перед собой амбициозную задачу – максимально охватить налогоплательщиков различными он-лайн услугами. О том, что нового на «электронном налоговом поле» ждет казахстанцев, Vласти рассказал заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов Абылкаир Скаков.

V: Налоговики активно начали внедрять в своей работе современные технологии. Это позволило улучшить качество оказываемых вами услуг и снизить жалобы на них?

- Я считаю, что должен быть эволюционный путь развития налоговой системы. Если помните, во временном отрезке мы прошли путь от чисто бумажных документов до электронных услуг, и это нормальный процесс. Опыт развитых стран показывает, что переход к онлайн услугам длился от 20 до 30 лет. При переходе на электронные услуги налоговые администрации сталкивались с техническими проблемами, недоработками IT–решений, не готовностью бизнеса к одномоментному переходу на электронные услуги и другими проблемами. Тем не менее, плюсы электронных услуг очевидны. Сфера налоговых отношений – одна из наиболее чувствительных для граждан и бизнеса, и задача стоит в создании максимально комфортных условий для добросовестных налогоплательщиков. Сегодня бизнес – сообщество само оценивает качество оказания налоговых услуг, путем проведения ежегодного независимого соцопроса. И сейчас уже есть устойчивая тенденция роста удовлетворенности, по итогам 2012 года - 91% налогоплательщиков довольны качеством нашей работы. Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем принимать определенные шаги.

Это, в первую очередь автоматизация госуслуг, максимальный перевод их в электронный формат. Результатом этой автоматизации станет сокращение издержек, как для государства, так и для бизнеса. К примеру, для государства себестоимость приема и обработки одной страницы налоговой отчетности в электронном виде составляет 15 тенге, а в бумажном виде эти расходы – почти в 10 раз дороже. Я уже не говорю, об издержках времени, нахождения в очередях для сдачи налоговых деклараций, затраты на бумагу и другие расходы.

Поэтому мы максимально стараемся переводить налоговые услуги в электронный формат. Сегодня 70% наших услуг оказывается в электронном виде. При этом сохраняется и альтернатива – в виде бумажных документов. По данным 2012 года – 86% налоговой отчетности представляется в электронном формате, это уровень развитых стран, к которому мы пришли за 10 лет.

Конечно, имеется ряд проблем. Это не полный охват высокоскоростным интернетом, недостаточная интеграция баз данных всех государственных органов и «чистота» сведений в них, это позволит не запрашивать сведения, которые уже имеются в гос.органах. Поэтому, пока эти вопросы не будут решены в полном объеме, говорить о 100-процентном переходе на электронный формат сложно. Но это – задача максимум.

V: Тем не менее, 14% налогоплательщиков электронными сервисами пользоваться не хотят. С чем это связано, с жалобами на плохой сервис, недостатком мощностей информационных систем или их частыми изменениями?

- Плюсы электронных услуг очевидны. Но, тем не менее, всегда есть определенная категория лиц, которая в силу разных причин (возраст людей, восприятие онлайн услуг, менталитет), не хотят пользоваться онлайн сервисами. Как показывают иcследования IOTA (Европейская организация налоговых администраций), такая категория граждан есть во всем мире. Что касается, частых изменений информационных систем, то это не так. Во – первых, сегодня, прежде, чем что-то изменить в информационных системах, необходимо внести соответствующие изменения в налоговый кодекс, а это – процесс не одного дня, который обсуждается с бизнес-сообществом. Во – вторых, была проблема с нагрузкой, связанная с сопровождением информационных систем, слабыми серверными возможностями и загруженностью каналов связи. Но эти проблемы со стороны налогового комитета решены. Кроме того, прежде чем ввести какую-то новую электронную услугу в промышленную эксплуатацию, мы проводим пилотную апробацию.

Например, с января 2013 года предоставлена возможность электронной регистрации индивидуального предпринимателя. Мы вначале ввели пилот на территории Астаны, все существующие пробелы отработали, и сейчас планируем ввести этот сервис во всех регионах. И на сегодняшний день, уже свыше тысячи индивидуальных предпринимателей зарегистрировались в электронном виде в онлайн режиме, не приходя в налоговую службу.

V: А в чем заключается логика решений по снятию нагрузки на информационные системы?

- Логика проста, она заключается в анализе текущей ситуации и детальных расчетах. Судите сами – сегодня государство пошло навстречу бизнесу, увеличив срок сдачи налоговой отчетности с 15 дней до полутора месяца, то есть в 3 раза. Казалось бы, должно быть равномерное распределение самим бизнесом удобного для них периода для сдачи налоговых деклараций. К примеру: для малого бизнеса в начале периода, для среднего бизнеса в середине, для крупного бизнеса ближе к концу сроков сдачи отчетности. К сожалению, статистика такова, что 75-80% налогоплательщиков по непонятным причинам сдают налоговую отчетность впоследние 5 дней. Это, естественно, ведет к нагрузке информационных систем, каналы связи перегружаются и работают на максимуме. Если в секунду 10 тысяч пользователей одновременно работают в пиковый период, и при этом в течение 40 дней нагрузка в 100 раз меньше, чем в пиковые - ни одно железо, ни одни каналы связи этого не выдержат. Естественно, идет замедление работы. И эта тенденция устойчиво сохраняется на протяжении ряда лет. Хотя объективно – можно сдавать налоговую отчетность не в пиковый период. Считаю, что, сегодня назрела необходимость в принятии кардинальных решений.

Мы это видим, в увеличении и расширении серверных мощностей, эту работу мы уже практически провели путем создания резервного центра, который будет автоматически подключаться в пиковые периоды. По нашему мнению, ответным шагом бизнес должен сам возможно через Ассоциации установить некий график сдачи налоговой отчетности. Представляется, что обоюдное решение данной проблемы существенно снизит имеющуюся нагрузку.

V: Когда все-таки у нас будет интеграция баз данных? Нередки случаи, когда и налоги не начисляют – дома в базе не оказалось, или выставляют налоги по уже несуществующему имуществу.

- Да, проблемы по интеграции существуют, также как и проблемы по актуальности данных. Но, нужно понимать, что мы также как и население являемся обычным пользователем сведений уполномоченных органов. Это системная проблема, и по ней необходимо искать системное решение. Также начисление налогов на несуществующее имущество может происходить по причине не явки граждан для его регистрации в регистрирующий орган. Вместе с тем, каждый случай жалобы граждан необходимо рассматривать индивидуально, и мы это делаем по обращаемости. Наряду с этим, для удобства граждан мы предлагаем различные дополнительные сервисы.

V: А какие именно сервисы? Что еще вы планируете сделать «на ниве» информационных технологий?

- Сегодня у нас уже действуют сервисы по расчету налога на транспорт, налога на имущество, расчету пени, поиску налогоплательщиков, проверки на наличие ИИН/БИН. В ближайшее время планируем внедрить сервис по разыскиваемым налогоплательщикам.Сейчас мы прорабатываем соответствующий интерфейс.Это будет специальная опция по разыскиваемым налогоплательщикам. В базу данных мы включим тех, кто не сдает налоговую отчетность и является бездействующими налогоплательщиками, должников свыше 6 месяцев, список лже-предприятий, и тех, кто не находится по юридическим адресам. То есть, мы создаем список проблемных, неблагонадежных налогоплательщиков, чтобы добросовестный бизнес знал, с кем нежелательно совершать операции. И мы рассчитываем, что в пилотном режиме внедрим этот сервис уже в следующем году.

V: Это – по сути, информационный сервис, своего рода сопутствующий. А практический – именно по налоговым услугам?

- Вообще, у нас очень большие, амбициозные планы. Мы сейчас начали огромную работу по реинжинирингу бизнес-процессов. Мы пошли по пути инвентаризации всего реестра услуг, функций, процессов. Прежде, чем что-то внедрить, мы изучаем, как та или иная услуга оказывается, как осуществляется бизнес - процесс, и в целом, задаемся вопросам вообще – насколько актуальна данная услуга, и если актуальна – что в процессе ее оказания можно оптимизировать, дабы облегчить жизнь бизнесу.

Из ближайших наших «новинок» - мы работаем над переводом в электронный формат услуги по регистрации контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью.

Сегодня эта услуга не переведена в электронный формат и по сути, в нынешнем виде возможности по переводу в онлайн режим не имеется. В настоящее время все контрольно-кассовые аппараты проходят регистрацию в налоговых органах, пломбируются, а центры технического обслуживания занимаются их технической поддержкой. В действующей схеме есть ряд проблем для бизнеса. Кроме того, сегодня крайне низок уровень платежно-кассовой дисциплины как среди бизнеса, так и среди населения. Чеки не выбиваются повсеместно.

Понятно, что возле каждой торговой точки поставить сотрудника налоговой службы – это нереально. Поэтому мы идем по другому пути. Мы внесли изменения в законодательство, согласно которому для тех, кто реализует алкогольную продукции и нефтепродукты, планируется перевод и существенная модернизация услуги по применению ККМ с передачей сведений в онлайн-режиме на сторону налоговой службы.

Что это означает? Сегодня есть кассовые аппараты, по которым через SIM-карту передаются сведения о совершенной транзакции. Кроме того, для отдельных кассовых аппаратов можно установить соответствующее передаточное устройство, не меняя сам аппарат. Информация о транзакциях будет поступать к нам на сервер, мы по этой информации будем проводить анализ, определять по системе управления рисками, у кого высокая степень риска не применения ККМ. Соответственно, у кого мало транзакций – он попадает в группу риска. При этом добросовестные предприниматели, у кого частота транзакций высокая, в дальнейшем смогут передавать эти данные не после каждой транзакции, а раз в день или раз в неделю. На основе анализа и определения группы риска будет определяться и частота проверок, а добросовестный бизнес при такой системе мы вообще сможем не проверять. Сегодня проверки осуществляются как на основе анализа, так и по жалобам. А пожаловаться может кто угодно, включая конкурентов. Здесь – мы уже на основе объективной аналитике будем видеть, нужно ли дополнительно контролировать этот бизнес или нет.

По сути, в такой системе – одни плюсы. Для государства – это полнота оборота денежной наличности и уплата налогов. Для бизнеса – сокращение проверок при добросовестной работе. Кроме того, сам бизнесмен, собственник, может обеспечить полный контроль за работой своих кассиров и продавцов. Ключевым в новом подходе является то, что потребители также смогут пользоваться этой системой. Мы планируем внедрить электронный сервис, по которому граждане могут в онлайн режиме удостовериться в том, что контрольно-кассовый чек легален, а это прямое участие население в общественном контроле за кассовой дисциплиной.

V: Вы забыли упомянуть о минусах – это же дополнительные затраты для бизнеса на замену кассовых аппаратов.

- Вообще-то мы хотим внедрить эту систему, максимально не меняя парк ККМ. А планируемые издержки на эксплуатацию и техобслуживание кассовых машин в новом формате, по нашим расчетам, будут не выше существующих. Главное – что услуга по регистрации ККМ станет полностью электронной, в онлайн режиме, без посещения налогового органа.

Пока, конечно, это будет не повсеместно, а для тех сфер бизнеса, которые наиболее активно работают с наличными средствами и с высокой степенью риска. Это порядка 60 тысяч субъектов бизнеса. В последующем, будем подключать и остальные сферы бизнеса.

V: И когда ждать внедрения этого сервиса?

- Пока ведется техническая проработка. По нашим планам, запуск будет либо с середины следующего года, либо с начала 2015 года. Пока сроки открыты.

V: Вы считаете, что Ваша инициатива будет встречена с пониманием со стороны бизнеса?

- Думаю да. Поскольку сегодня сам бизнес понимает – быть честным налогоплательщиком выгодно, нежели работать «в тени». Если все процессы максимально прозрачны, бизнес избавится от рейдовых проверок, постоянного контроля и адмбарьеров в целом. А налоги у нас – одни из самых низких среди стран СНГ и стран Евросоюза. Со своей стороны, мы стараемся максимально облегчить бизнесу жизнь, сделав налоговую службу клиентоориентированной. Наш клиент – это налогоплательщик, и мы стараемся работать так, чтобы у добросовестного налогоплательщика проблем не было.

Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz обязательна в первом абзаце материала.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые