Пакет поправок в налоговое законодательство представило правительство в мажилисе в минувший понедельник. После утверждения этих новшеств, по замыслу чиновников, бизнесу станет проще жить и работать, а государству – комфортнее и полнее собирать налоги.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Пакет поправок в налоговое законодательство представило правительство в мажилисе в минувший понедельник. После утверждения этих новшеств, по замыслу чиновников, бизнесу станет проще жить и работать, а государству – комфортнее и полнее собирать налоги.

 

Поправки разделены на несколько условных блоков. Один – социальной направленности, предусматривающий освобождение от налогообложения доходов опекуна, попечителя ребенка-инвалида, а также освобождение от налогообложения специальных и именных государственных стипендий, учреждаемых президентом и правительством.

 

Второй блок поправок направлен на поддержку и выравнивание конкурентных условий для отраслей экономики. В частности, предлагается освободить от НДС обороты по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, что, как пояснил министр экономического развития и торговли Ерболат Досаев, необходимо сделать, дабы предотвратить отток лома с внутреннего рынка:

 

«Сегодня в Российской Федерации данный вид бизнеса освобожден от НДС. И у нас сложилась сегодня парадоксальная ситуация, когда наш лом выгодно продавать им, чем продавать его здесь. Цена, предлагаемая ими (российскими компаниями), выше, чем предлагаемая нашими. Сложилась ситуация, когда у нас будет физическая нехватка по отдельным видам лома, чтобы производить нашу экспортную продукцию», - отметил министр.

 

В числе поправок и снижение ставки акциза на виноматериал, реализуемый для производства этилового спирта и алкогольной продукции – с 20 до нуля тенге за литр. И освобождение от акциза табачных изделий, произведенных в Казахстане и предназначенных для экспорта. Последнее предложение депутаты сразу же окрестили коррупционным, однако глава МЭРТ с ними категорически не согласился: экспортные поставки четко контролируются, и реэкспорта в данных операциях быть не должно. По сути, освобождение от акцизов экспортных операций соответствует международной практике. Но вряд ли эта норма спокойно «пройдет» через парламент – депутаты уже на протяжении многих лет требуют многократного увеличения акцизов на табачные изделия, мотивируя это тем, что дороговизна сигарет приведет к снижению числа курящих граждан. Так что вряд ли парламентарии с восторгом воспримут идею освобождения от акцизов производителей табака, пусть и исключительно для экспортной продукции.

 

Еще один блок поправок связан с налогообложением банков второго уровня. Сегодня банки при исчислении корпоративного подоходного налога относят на вычеты суммы созданных провизий против сомнительных и безнадежных активов. Но со следующего года банки перейдут на формирование провизий по международным стандартам финансовой отчетности, и в этом случае будет возникать положительная разница – за счет снижения размера создаваемых провизий, которая и будет подлежать обложению КПН. Поэтому, чтобы поддержать стабильность банковского сектора, предложено не облагать эту разницу в размерах провизий КПН и направить ее на создание динамических провизий.

 

«Это вопрос того, что сами резервы будут разделены на две части, - разъяснил глава МЭРТ. - Динамические резервы в будущем будут использованы для поддержки в целом банка. Это так называемый дополнительный резерв, если вдруг банк не будет успевать создавать новые провизии по тем сомнительным или безнадежным долгам. Задача стояла наконец перейти на международные стандарты, на которые наша банковская система не перешла».

 

Отдельный блок направлен на совершенствование налогового администрирования. В частности, планируется установить упрощенный порядок ликвидации отдельных категорий юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Разрешительный характер применения специальных налоговых режимов заменит уведомительный, внедрят электронные патенты и электронные счета-фактуры. Вице-министр финансов Даулет Ергожин пояснил, что это даст возможность бизнесу сократить не только время, тратящееся на налоговую отчетность, но и деньги – по его данным, порядка 5 млрд. тенге предприниматели тратят на «бумажные» расходы по налоговой отчетности. Правда, тут возникает вопрос о доступности электронных услуг, поскольку далеко не вся территория Казахстана охвачена интернетом. Как оказалось, расчеты на эффективность такой нормы делались впрок.

 

«По данным министерства транспорта и коммуникаций, которое сегодня отвечает за развитие наших ЦОНов, и с учетом средств, которые мы выделили в рамках 2012 года и бюджета на 2013-2015 годы, в принципе, сегодня доступность интернета, о которой мы говорим, она все равно покрывает страну больше, чем было в предыдущие годы, - заявил Досаев. - И мы надеемся, что если в отдаленном ауле или селе не смогли добраться, но в районном центре, для того, чтобы через центры поддержки бизнеса, которые сейчас создаются у нас, мы поспособствуем, чтобы бизнес не имел ограничений по получению данного электронного патента. Конечно, сегодня сказать, что стопроцентное покрытие с точки, где он работает и до этого, мы не можем. Хотя, еще раз говорю, по отдельным регионам, где есть проблемы, мы вместе с министерством транспорта и коммуникаций и с налоговым комитетом, отработаем этот механизм и сделаем так, чтобы это было доступно для каждого пользователя услуг».

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые