• 9901
Гендиректор ПКБ Руслан Омаров: «Кредитные бюро могут конкурировать на уровне дополнительных продуктов»

Ирина Галат, Vласть

Фото автора

Создание в Казахстане Государственного кредитного бюро, по сути организации дублирующей функции уже давно существующего Первого кредитного бюро, не приведет к ликвидации последнего, а напротив, усилит конкуренцию и подтолкнет организации к предоставлению более качественного сервиса и широкой линейки продуктов. Об этом в узкому кругу журналистов рассказал генеральный директор ТОО «Первое кредитное бюро» Руслан Омаров.

Однако саму идею создания Государственного кредитного бюро Руслан Омаров не понимает. Так в 2011 году в Закон «О минимизации рисков» были внесены изменения, в рамках которых было инициировано создание Государственного кредитного бюро. В сентябре 2012 года ГКБ было зарегистрировано в министерстве юстиции.

«Сейчас у нас апрель 2014 года и мы видим, как активно работает Государственное кредитное бюро. То есть на текущий момент они не запущены, они не готовы к работе, у них поменялась полностью команда. Мы понимаем, что в ближайшее время, в ближайший год, Государственное кредитное бюро не сможет стартануть. При этом государство потратило очень много денег на создание ГКБ, выделило 500 млн тенге на уставной капитал, но результатов пока нет», — говорит гендиректор ПКБ.

«Для чего было создано Государственное кредитное бюро, мы не понимаем. Нацбанк, как регулятор, анонсирует это тем, что нужна эталонная база кредитных историй. Но мы также говорим о том, что у Нацбанка уже есть эталонная база кредитных историй — государственный кредитный регистр. Государственный кредитный регистр, начиная с 1993 года получает информацию по всем кредитам, выданным в Казахстане. Соответственно эта вся информация есть у нашего регулятора, он может получать как аналитику так и статистику, применять какие-то меры в случае если банк нарушает какие-то показатели», — подчеркивает Омаров.

При этом он отметил, что первоначально планировалось, что Государственное кредитное бюро будет обладать некими преференциями, такими как, например, обязательное предоставление информации от участников рынка только в ГКБ. Однако позже все кредитные бюро уравняли в правах. Теперь осталось решить вопрос по дублированию функций.

" Как Нацбанк решит этот вопрос, оставит кредитный регистр, потому что он уже работает или все-таки продолжит развитие Государственного кредитного бюро, мы пока не знаем. Срок исполнения этого поручения администрация президента поставила Национальному Банку до первого сентября. Мы надеемся, что в течение этого периода этот вопрос разрешится. — сказал Омаров. — Поскольку сейчас мы выравниваем наши права, я думаю, что таких проблем уже не будет. Поэтому свою перспективу, как Первое кредитное бюро, мы видим достаточно ясно«.

Стоит отметить, что сейчас обязательными поставщиками информации в кредитные бюро являются банки, лизинговые и ипотечные организации, а с 2016 года к этому списку присоединяться также микрофинансовые организации.

Помимо обязательных поставщиков в кредитные бюро могут поставлять, а соответственно, и получать информацию и необязательные поставщики, такие как коммунальные службы, телеком, кабельное телевидение, интернет и другие.

«Также помимо основных продуктов, как кредитные отчеты, которые мы банкам выдаем, кредитные бюро могут конкурировать на уровне дополнительных продуктов. Вот нами за последний год было реализовано очень много продуктов, таких как аппликационный скоринг, мы реализовали поведенческий скоринг первыми в Казахстане на всю республику, мы запустили мониторинг клиентов для банков, вот этими новыми продуктами мы и отличаемся от любого кредитного бюро, которое будет», — сказал Руслан Омаров.

Он подчеркнул, что конкуренция как раз будет на уровне сервиса, качества данных, а также необходимых необязательных поставщиков информации.

Стоит отметить, что пока коммунальщики информацию в ПКБ не поставляют, но Омаров надеется, что в ближайшее время ситуация будет меняться.

«По коммунальщикам, можно передавать информацию в кредитные бюро по потребителям, если просрочка составляет свыше 180 дней без согласия и соответственно уже потребители будут сами заинтересованы в том, чтобы не попадать в просрочку, иначе испортится кредитная история, они не смогут получить кредит. Кроме этого мы говорим о том, что мы подключаем других получателей информации, таких как просто работодатели. Работодателю важно, когда человека принимают на работу, если позиция материально-ответственная, чтобы человек был достойный. И у нас многие работодатели по своим сотрудникам запрашивают кредитные отчеты, чтобы у него не было проблем, чтобы у него не было просрочки, иначе единственная мысль, которая будет у сотрудника, если у него хорошая просрочка и большой долг, не о работе, а о том, как его закрыть», — считает гендиректор ПКБ.

Именно поэтому, в настоящее время Первое кредитное бюро ведет активную работу по привлечению к сотрудничеству компаний из различных сфер деятельность, тем самым увеличивая охват компаний и повышая свое конкурентное преимущество.

ТОО «Первое кредитное бюро» было образовано в 2004 году семью казахстанскими банками второго уровня, крупной финансовой организацией и исландской компанией CreditInfo Group. ПКБ — первое в Казахстане кредитное бюро, которое осуществляет централизованный сбор, хранение и процессинг информации, а также формирование кредитных историй и выдачу кредитных отчетов. На сегодняшний день в базе данных ПКБ насчитывается более 6 млн кредитных историй, содержащих информацию о более чем 21.4млн кредитных контрактов.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики