• 1245
Госрегулирование как метод борьбы с ростом цен на ГСМ
Похоже, единственный путь решения проблемы с постоянным ростом цен на ГСМ, причем не только на так называемый «социальный» бензин и дизтопливо, но и авиакеросин - это государственное регулирование. По крайней мере, именно к этому склоняется глава Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов.

 


 

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

 

Похоже, единственный путь решения проблемы с постоянным ростом цен на ГСМ, причем не только на так называемый «социальный» бензин и дизтопливо, но и авиакеросин - это государственное регулирование. По крайней мере, именно к этому склоняется глава Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов.

 

 

Накануне в ходе «правительственного часа» в мажилисе парламента депутаты напомнили главе АРЕМ о «бензиновой проблеме». Мажилисмен Рауан Шаекин припомнил и постоянные жалобы владельцев розничных АЗС, которые жалуются на то, что из-за установленных правительством цен на социальные виды ГСМ «на пистолете» они вынуждены работать себе в убыток.

 

 

- Мы считали, что построим заправки "КазМунайГаз", на них топливо будет дешевле, мы этого не видим, - не скрывая недоумения рассуждал мажилисмен. – Sinooil - китайцам в Кызылординской области месторождение дали, построили заправки, но цены такие же, как и на всех остальных. А вы говорите, что защита потребителя - это государственные интересы. 

 

Спорить с народным избранником глава АРЕМ не стал, тем более – отрицать то, что защита отечественного потребителя – в интересах государства.  Проблему признал, подчеркнув, что «какие бы рекомендации Министерство нефти и газа не давали для оптовиков, все равно есть такой дисбаланс». «Мы внесли предложения, на межведомственной комиссии Министерства нефти и газа по вопросам цены на ГСМ обсуждался этот вопрос. Было принято решение о том, что нужно будет в этом плане двигаться, теперь все это нужно узаконить», - сказал он.

 

 

«Он» - это оптовый рынок ГСМ, о регулировании которого уже на протяжении года говорит казахстанская топливная ассоциация. Владельцы розничных АЗС уже неоднократно предлагали правительству регулировать, в первую очередь, именно оптовые цены, на основе которых и формируется цена. Впрочем, если это предложение и дойдет до логического конца, то явно не скоро:

 

 

- Было предложено регулировать опт, но нужно теперь в законодательном порядке внести изменения в закон о продаже ГСМ, который ведет Министерство нефти и газа, и в обязательном порядке нужно будет учесть уполномоченный орган, который будет определять эту цену в зависимости от формулы, которая будет представлена, - объяснил сложность вопроса г-н Оспанов. - Обязательно нужно будет учесть порядок по применению оптовых цен, изучения этой формулы и так далее. Конечно, вопросы есть, но я думаю, что в скором будущем этот вопрос разрешится, те госорганы, которые за это ответственны, к единому знаменателю пришли. Поэтому дело техники.

 

 

Правда, вряд ли все будут довольны предложенным подходом. Г-н Оспанов заверил, что формула расчетов цен будет «очень прозрачная». И напомнил: сегодня, согласно рекомендациям Министерства нефти, 17-процентную маржу оставляют для розницы. «Это не устраивает тех, кто занимаются розницей, они предлагают, чтобы маржа была около 30 процентов, - заметил глава АРЕМ, и подчеркнул, - Мы не должны допустить, чтобы были необоснованные затраты, которые будут учитываться в этой формуле».

 

Еще одна «топливная» проблема – это рост цен на авиабилеты, который перевозчики объясняют дороговизной керосина. Мажилисмен Усенгельды Медеуов, поставивший этот вопрос, возмутился:  «Ваше ведомство как-то не реагирует на это, ссылаясь на то, что на авиакеросин государственное регулирование цен не распространяется… Неужели мы, нефтяная страна, не сможем сами регулировать цены на авиакеросин в нашей стране?».

 

 

Глава АРЕМ согласился – вопрос действительно есть, причем он актуален уже давно. По его данным, сегодня, после изменения цен на авиакеросин, топливная составляющая в цене авиабилета, выросла с прежних 15 до 30 процентов. При этом сложность заключается еще и в том, что собственного производства авиатоплива хватит лишь на 70%  из необходимых 100. «Если говорить о том, что львиную долю авиакеросина выпускает Павлодарский нефтехимический завод, то сырье для его производства приходит из России, то есть он будет достаточно дорогой. Другое дело, что то топливо, которое выпускают атырауские и шымкентские заводы, недостаточно для того, чтобы покрыть все затраты на перелеты внутри страны для наших авиакомпаний», - расписал он ситуацию. Что с этим делать, в правительстве решают, но – пока решения вопроса нет.

 

 

Сегодня же АРЕМ предлагает два способа решения проблемы. Первый – это по аналогии с удешевленным ГСМ для сельхозпроизводителей, ввести такой же механизм для авиакомпаний. «Определить срок, по которому не будет цена меняться, стабилизировать цену, и определить объемы для каждой авиакомпании в случае, кто, сколько перевозит и сколько необходимо им авиационного удешевленного топлива», - пояснил г-н Оспанов.

 

 

Второй вариант – это ввести госрегулирование по аналогии с социальными видами ГСМ. «Но здесь тоже определенные риски есть, - признался глава АРЕМ. - По международным требованиям, если прилетает любой другой самолет, который летит транзитом, он также может заправиться по удешевленной цене. Такие  риски есть, такие все условия мы должны обойти и какое-то решение принять», - подытожил Оспанов. 

Свежее из этой рубрики
Loading...