Инновационные производства: прорыв или нарыв?

Маргарита Бочарова, Vласть

Фото Владимира Третьякова

В то время как индустриализация страны набирает темпы, в обществе зреет критическая волна замечаний касательно эффективности торжественно открытых президентом инновационных производств. Vласть попыталась проследить судьбу последних из них и обнаружила некоторые узкие места.

Летом 2013 года в Сети была опубликована нашумевшая статья под названием «Открытые Назарбаевым и канувшие в Лету проекты». Позаимствованная многими ресурсами она вызвала широкий резонанс среди интернет-аудитории. Ее автор довольно емко описал десятку известных в Казахстане проектов, в торжественном открытии которых принял участие глава государства. Их главная особенность заключается в том, что, несмотря на вложенные в них средства, спустя короткое время они по разным причинам прекратили свое существование.

Именно так произошло с автомобильным заводом «Тулпар» в 1998 году, с Балхашским цинковым заводом в 2009 году, с комплексом по переработке хлопка в Южно-Казахстанской области в 2011 году, с заводом «Биохим» в 2012 году, с Таскалинским цементным заводом в 2010 году, с кремниевым заводом Silicium Kazakhstan и, наконец, с керамогранитным заводом в Шымкенте. Похожая участь постигла первый спутник «КазСат», город Актау-Сити и самолеты отечественного производства «Фермер».

Vласть решила вспомнить прорывные производства, которые были открыты Нурсултаном Назарбаевым в течение последних четырех лет – период, обозначенный реализацией Программы форсированного индустриально-инновационного развития – и выяснить, на каком этапе своего развития предприятия находятся в настоящее время.

Завод по сборке планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов ТОО «Caspiy electronics»

Запуск инновационного проекта состоялся в ходе общенационального телемоста по презентации и запуску индустриальных проектов второго полугодия 2011 года с участием главы государства. До этого периода производством телевизоров в стране занималась только одна компания – «LG Electronics Almaty Kazakhstan» (тоже, кстати, открытая при участии Назарбаева в 1998 году). Те, кто возлагал реальные надежды на предприятие, с уверенностью утверждали, что в день на сборочной линии будет производиться 280 планшетных компьютеров, 180 мониторов и 220 телевизоров.

В начале октября 2013 года широкой общественности стали известны результаты проверки финансовой полиции по Мангистауской области на вышеназванном предприятии. Начальник областного департамента финансовой полиции Берик Абилов юлить не стал и прямо заявил: «Следствием доказано, что ни одного планшетного компьютера на этой линии не произведено. Злоумышленниками было закуплено около тысячи планшетников в Китае, которые при приезде различных комиссий показательно собирались, а позже - разбирались».

Завод по производству фотоэлектрических модулей ТОО «Astana Solar»

В декабре 2012 года президент произвел запуск производственной линии дочернего предприятия АО «НАК «Казатомпром», организованного совместно с французскими партнерами. Заявлялось, что завод «Astana Solar» является заключительным технологическим звеном создания в Казахстане интегрированной промышленной линии по производству возобновляемых источников энергии. Проектная мощность планируемых к выпуску фотоэлектрических пластин должна была составить 50 Мвт с расширением в перспективе до 100 Мвт. Выход на производственную мощность был запланирован на первый квартал 2013 года.

Несмотря на то, что завод открыт и функционирует, уже в первом квартале 2013 года в СМИ начали появляться критические отзывы о дороговизне выпускаемой на предприятии продукции. Предположения журналистов о сомнительной конкурентоспособности отечественных фотоэлектрических модулей подтвердил и управляющий директор АО «НАК «Казатомпром» Валерий Шевелев, который еще в марте текущего года деликатно отмечал, что цена казахстанских модулей, к сожалению, пока еще «чуть дороже» цены модулей китайского производства.

Завод по выпуску грузовых и пассажирских электровозов ТОО «Электровоз құрастыру зауыты»

4 декабря 2012 года Нурсултан Назарбаев принял участие в торжественном открытии завода, в строительстве которого приняли участие такие компании как КТЖ, Альстом и Трансмашхолдинг. Президенту презентовали первый грузовой электровоз отечественного производства KZ8A, заявив, что это самый мощный локомотив в мире, способный тянуть до 9 тыс. тонн. В январе 2013 года должны были начаться динамические испытания уникальных электровозов в Казахстане. Завод нацелен на производство 50 двухсекционных электровозов в год. Согласно плану производство к 2016 году достигнет пика объема выпуска локомотивов.

В настоящее время на заводе осуществляется так называемая «локализация производства локомотивов». Смысл процесса заключается в том, что на испытательную площадку завода доставляется тот или иной электровоз, который впоследствии проходит полный комплекс заводских испытаний на соответствие требованиям технического задания и сертификации. До конца 2013 года в общей сложности будут испытаны 15 электровозов. К слову, «предварительно собранные» электровозы прибывают в Казахстан из французского городка Бельфор. Все остальные электровозы, выпущенные на сегодняшний день, все еще проходят динамические тесты.

Завод по сборке и обслуживанию вертолетов ТОО «Еврокоптер Казахстан инжиниринг»

В июне 2012 года глава государства открыл первый и пока единственный в СНГ завод по производству вертолетов ЕС 145. Предприятие создано совместными усилиями АО «НК «Казахстан Инжиниринг» и французской компанией «EUROCOPTER». Объем инвестиций в проект составил порядка 11,5 млн. евро, из которых половину выделила французская сторона. Кроме этого, президенту пообещали, что на территории предприятия будет работать первая в мире академия, предоставляющая обучение летного и технического состава на русском языке по стандартам Европейского агентства по авиационной безопасности.

Несмотря на то, что заявленная мощность завода составляет от 10 до 12 вертолетов в год, в начале 2013 года руководство предприятия с гордостью сообщило о восьми собранных в 2012 году машинах. Летом 2013 года завод и вовсе объявил о начале производства вертолета для нужд вооруженных сил, который «существует в мире пока в виде макета». Пока же основными покупателями вертолетов отечественной сборки является министерство по чрезвычайным ситуациям, и больше всего сложившимся положением дел не удовлетворены мажилисмены, которые не устают укорять Владимира Божко в излишних тратах. К слову, только в этом году вертолеты для МЧС обойдутся государству на 20% дороже, чем в 2011 году.

Завод по производству пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго»

В декабре 2011 года президент поприсутствовал на торжественном открытии завода, созданного совместно с испанскими партнерами, заявив, что «это прекрасный подарок ко Дню Независимости». Назарбаев выразил надежду на то, что к 2015 году продукция «Тулпар-Тальго» будет использоваться по всему Казахстану. Проектная мощность предприятия должна была составить 150 пассажирских вагонов в год стоимостью 780 тысяч евро каждый. Также было заявлено, что на заводе, создание которого стоило 8,8 млрд. тенге, будут производиться 18-, 12-, 10- местные вагоны, а также 6-местные для пассажиров-инвалидов.

В начале 2013 года перед поездкой президента в Испанию главе государства сообщили, что на сегодняшний день уже построено порядка 70 вагонов. Здесь стоит отметить, что так же как и с электровозами основное бремя по производству и разработке вагонов лежит на плечах европейского партнера. Казахстан же пока лишь «модернизирует» привезенные из Испании корпусы и собирается постепенно перевозить вагоны на свою монтажную площадку в Астане. Недовольство вагонами на протяжении последних лет демонстрировали разве что некоторые казахстанцы, по пожеланию которых с этого года из купе будут убираться умывальники, а сами вагоны будут становиться шире и просторнее.

Завод по комплексной подготовке нефти и газа «Болашак»

В июне 2013 года в Атырауской области Нурсултан Назарбаев вместе с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном – открыл предприятие с многообещающим названием. Глава государства назвал предприятие «символом процветания будущего Казахстана». На заводе «Болашак», расположенном в 35 км к востоку от города Атырау, будет осуществляться подготовка нефти и газа, добываемых на месторождении Кашаган. Завод рассчитан на поэтапное увеличение производственной мощности по подготовке нефти товарного качества до 450 тысяч баррелей в сутки.

Не прошло и полугода, как название завода вновь замелькало в материалах информационных агентств. На этот раз заголовки указывали на то, что с работой предприятия что-то не так – одна за другой появлялись новости об авариях. В конце августа датчики завода зафиксировали утечку сжиженного газа, находящегося под высоким давлением, повлекшую за собой эвакуацию персонала. Спустя месяц на одном из газопроводов была обнаружена еще одна утечка, которая в результате обусловила временное закрытие скважин. На прошлой же неделе стало известно о том, что департаментом экологии по Атырауской области по последнему факту проводится внеплановая проверка.

Нужно отметить, что 2012 год был особо богат на презентации индустриальных проектов, в презентации которых принимал участие глава государства. Например, он лично поучаствовал в открытии Усть-Каменогорского арматурного завода, предприятия по производству автомобилей ТОО «Сарыарка Автопром» в Костанае. Посредством телемоста Нурсултан Назарбаев открыл предприятие по производству гексаметафосфата натрия и пищевых фосфатов, завод по производству асфальтосмесительных установок, завод стрелочных переводов и обработки железнодорожных колес и др. Остается лишь надеяться, что каждый из этих «знаковых» проектов не постигнет участь первых отечественных сельскохозяйственных самолетов или планшетов.

Свежее из этой рубрики