Как Народное IPO повлияло и повлияет на биржу и её игроков?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Индивидуальные инвесторы и брокеры, работающие в розничном сегменте, оценивают состояние казахстанского фондового рынка не слишком высоко. По их мнению, розничные продажи неприбыльны из-за малого количества регулярно торгующих инвесторов и высоких затрат на их обслуживание.

Сложившаяся ситуация — следствие небольшого объема предложений, который, к тому же, не может удовлетворить ожидания инвесторов по ликвидности и доходности, из-за чего они переносят свое внимание на зарубежные рынки.

В ноябре 2012 года правительство запустило проект Halyk IPO, в рамках которого дебютировала компания КазТрансОйл с ценой за простую акцию в 725 тенге. Он и был призван оживить фондовый рынок, что удалось сделать. За 2012 год объем сделок по акциям в тенге составил 204,3 млрд, хотя еще в 2011 году он составлял 159,3 млрд тенге. Правда, к объему 2010 года, когда он составлял 280,6 млрд тенге, вернуться не удалось. Но, в целом, это показывает, что у фондового рынка уже нарастал комплекс проблем, и без Halyk IPO все выглядело бы только хуже.

Результаты размещения акций КазТрансОйла воспринимались экспертами по-разному. Впрочем, сейчас Айвар Байкенов, директор департамента аналитики «Асыл Инвест», без всякого сомнения считает программу успешной, как в плане самого размещения, так и в части полученной доходности: «Интерес к Народному IPO проявили разные слои населения, с разными источниками доходов, практически со всех регионов страны: госслужащие, пенсионеры, студенты, бизнесмены, и т.д. Общий объем заявок превысил 59 млрд. тенге, то есть спрос превысил предложение более чем вдвое. Чуть более 22 млрд. тенге или почти 79% от размещаемого объема — это заявки от населения.

Изначально, даже при оптимистичном сценарии предполагалось участие 10-15 тыс. человек на 10 млрд. тенге максимум, а в итоге общее число розничных инвесторов превысило 34 тыс. С момента покупки на IPO инвесторы смогли получить доходность в размере более 80%. И это менее чем за два года. Причем доход был сформирован не только за счет дивидендных выплат, но и за счет роста курсовой стоимости акций».

Из привлеченного объема инвестиций, КазТрансОйл направил 34,2 млрд. тенге на модернизацию и расширение существующих производственных мощностей. К примеру, из них 4,8 млрд тенге было направлено на расширение пропускной способности нефтепроводной системы Казахстан-Китай, а еще 10,3 млрд тенге с этой же целью, только на нефтепроводы Каламкас-Каражанбас-Актау и Узень-Жетыбай-Актау.

Все это позволило КазТрансОйлу увеличить консолидированную чистую прибыль до 63 млрд тенге в 2013 году, что на 90% выше показателя 2012 года. А также увеличить дивиденды на одну простую акцию, сначала до 75 тенге в 2012 году, а в 2013 году — до 109 тенге.

Впрочем, в I квартале 2014 года чистая прибыль КазТрансОйла снизилась в сравнении c аналогичным периодом прошлого года на 9,6%, составив 15,140 млрд. тенге. 30 мая рынок отреагировал на эту новость отрицательно, в результате чего стоимость акции снизилась до 1 130 тенге, а к концу недели — до 1 100 тенге.

13 июня было зафиксировано еще одно снижение стоимости почти до 1 060 тенге, впрочем, сейчас акция торгуется по цене 1 145 тенге. И, как говорят аналитики, предыдущие снижения незначительны для акционеров, поскольку на уровне выплаты дивидендов это не скажется. Он останется высоким благодаря солидному уровню денежных средств в I квартале 2014 года и несущественному влиянию убытка на ее чистый денежный поток.

Первый этап Halyk IPO активизировал розничных инвесторов, в определенной степени повысил их финансовую грамотность и показал, что акции казахстанских компаний могут быть ликвидными. Но второго этапа, который планировалось запустить в мае 2013 года с размещением акций компании KEGOC, инвесторы так и не дождались.

По словам начальника управления по работе с корпоративными клиентами «Фридом Финанс» Сакена Усера, это и стало основной причиной спада на рынке: «Я считаю, что первый этап Halyk IPO показал отличные результаты. <...> Сформировалась новая инвесторская база, которая готова создавать ликвидность в рамках долевых бумаг. Я считаю, что в перспективе ближайших 3 лет именно эта база может стать фундаментом для акционерного фондирования. Проблема лишь в оставшемся неудовлетворенном „аппетите“ инвесторов, точнее в ограниченном коридоре инструментов.

К примеру, человек поучаствовал в IPO Казтрансойл, купил акции по 725 тенге. Продержав их чуть больше года и продав по 1 175 тенге, достигнув пика роста связанного с недооцененностью актива при размещении, получил наличные за продажу и дивиденды, зафиксировав прибыль. При этом он остался с открытым вопросом по дальнейшим действиям, т.е. каждый инвестор осознает необходимость в реинвестировании».

Из-за переноса выхода KEGOC, объем сделок по акциям в первом полугодии 2014 года (21,6 млрд тенге) даже не достиг показателя 2013 года (44,3 млрд тенге) за аналогичный период. Эксперты заявляли что, из-за отсутствия новых предложений, часть появившихся инвесторов ушла на иностранные площадки.

С мая 2013 года запуск второго этапа Halyk IPO решили перенести на неопределенный срок, пообещав лишь, что до конца этого года он однозначно состоится. Впрочем, не состоялся, но в апреле 2014 года заместитель председателя правления АО «Самрук-Казына» Елена Бахмутова сообщила, что в декабре 2014 это точно произойдет. Правда, о стоимости акций и условиях покупки еще ничего неизвестно, известно лишь, что KEGOC собирается продать 10 процентов минус одна акция от всего пакета.

Официальной причины переноса никто не называл, но эксперты склоняются к версии, что это произошло из-за реформирования пенсионной системы и создания Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Именно ЕНПФ, по мнению многих аналитиков, должен стать одним из важнейших инвесторов KEGOC, поскольку компании необходимы долгосрочные инвестиции. Хотя, у этого могла быть и другая причина — неполная готовность самой компании, либо законодательные проблемы с реализацией стратегических активов.

Хотя некоторые эксперты говорят о том, что KEGOC не будет также уверенно чувствовать себя на бирже, особенно из-за высоких инвестиционных затрат на замену оборудования в будущем, инвесторы все равно ждут появления этого игрока. Vласть поговорила с аналитиками, чтобы понять чего ждать участникам от второго этапа Halyk IPO.

Дамир Сейсебаев, директор департамента аналитики «Private Asset Management» отмечает, что KEGOC будет сложно расти после повышения тарифов, рост которых ограничен: «Риски есть всегда. Что меня беспокоит, так это цена размещения KEGOC и замедление темпов роста экономики в стране.

Положительным моментом для KEGOC может стать дальнейшая переоценка активов, но только после IPO, что может увеличить стоимость акций KEGOC. По сути это будут искусственные меры, как и в целом само IPO KEGOC. Что касается дивидендов, то здесь у меня есть сомнения относительно того, что они будут на уровне депозитов для физлиц».

Айвар Байкенов, напротив, считает, что IPO KEGOC может оказаться успешным: «Однако многое будет зависеть в первую очередь от цены размещения бумаг. В отличие от дебютанта КазТрансОйл, акции оператора электрическими сетями не могут предложить высокую дивидендную доходность, чем во многом удалось завлечь большое количество инвесторов. Поэтому вопрос в дисконте, который будет предложен.

Обычно в мировой практике его размер составляет порядка 30%. Такой вариант цены размещения, безусловно, будет стимулировать интерес граждан к новым акциям. К тому же, по мере роста финансовой грамотности населения, растет и понимание частных инвесторов того, что бумага не обязательно должна предлагать дивиденды, чтобы быть привлекательной с инвестиционной точки зрения. Щепетильным остается вопрос тарифов, которые несут достаточно сильный социальный эффект».

В свою очередь Сакен Усер усомнился в том, что KEGOC будет иметь большой дисконт при размещении: «На мой взгляд, потенциал реального прироста рыночной капитализации компании будет не выше 11-13%. Но учитывая то, что free float будет небольшим, и, имея небольшую ликвидность, объемы к покупке иностранными фондами на вторичном рынке с легкостью повысят спрос и дадут огромный стимул к росту котировок. Это исключительно дивидендная история с хорошо прогнозируемой выручкой».

Если смотреть на финансовые показатели компании, то её отчет за 2013 год показал убыток в 14,5 млрд тенге, против 6,9 млрд тенге чистой прибыли в 2012 году. Впрочем, по словам экспертов, убыток был вызван изменениями в методе учета сооружений Национальной электрической сети, в результате которого произошел прирост стоимости сооружений.

Тем не менее, в отчете показан и рост собственного капитала со 110,2 млрд тенге в 2012 году до 221,1 млрд тенге в 2013, правда, вызван он переоценкой основных средств. Балансовая стоимость акции компании выросла с 589 тенге до 1027 тенге.

Аналитики ожидают роста прибыли KEGOC в 2014 году в основном из-за увеличения тарифов по передаче электроэнергии. До 31 октября 2014 года тариф будет сохраняться на уровне 1,305 тенге/кВтч, но с 1 ноября увеличится до 1,469 тенге/кВтч. Это говорит о том, что компании будет чем обеспечивать рост прибыли в следующем году, благодаря чему можно ожидать и роста дивидендов. О дальнейших перспективах компании некоторые аналитики тоже говорят с оптимизмом, поскольку рост потребления и производства электроэнергии с каждым годом будет только увеличиваться.

Свежее из этой рубрики