Казахстанский автопром: картина радужная, если не вдаваться в детали
Перспективы развития казахстанского автопрома обсуждали в Астане на специальном круглом столе. Чиновники демонстрировали оптимизм, эксперты – осторожность.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Перспективы развития казахстанского автопрома обсуждали в Астане на специальном круглом столе. Чиновники демонстрировали оптимизм, эксперты – осторожность.

 

Так, вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау уверен, что казахстанская автомобильная промышленность может выйти на уровень сборки 300 тысяч единиц авто в год. Правда, к какому сроку свершится это событие, вице-министр уточнять не стал, отметив, что это «мечта» министерства. Правда, мечта вполне реальная: «Мы исходим из целого ряда расчетов, в том числе емкости внутреннего рынка… Это достаточно амбициозная, но достаточно реальная задача».

 

Если верить статистике, до реализации этой мечты Казахстану еще очень далеко. По итогам 2012 года, в республике было произведено 19 тыс. 94 легковых пассажирских автомобилей, что в 2,3 раза больше, чем в 2011 году. Также за истекший год было произведено 1,747 тысяч грузовых автомашин. Продано же в 2012 году порядка 100 тысяч новых легковых автомобилей. Однако потребность может быть гораздо больше, поскольку из четырех миллионов автомобилей, имеющихся в стране, значительная часть – это старые авто, которые в будущем придется утилизировать, и, соответственно (по замыслу чиновников), их владельцы будут приобретать новые автомобили.

 

Рау уточнил, что сейчас министерством разрабатывается стратегия развития автомобилестроительной отрасли, предусматривающая увеличение производственных мощностей. При этом предполагается три сценария развития – в зависимости «от роста благосостояния граждан, а также от мер господдержки отрасли». МИНТ рассчитывает принять этот документ уже в текущем году. 

 

В рамках программы предусматривается и создание испытательного центра, а также госоргана по сертификации производимого автотранспорта. «Мы должны совместно с бизнесом определить формат создаваемой испытательной базы, учитывая при этом, что с 2015 года вступает в силу техрегламент Таможенного Союза по безопасности колесных транспортных средств. К 2015 году мы эту проблему должны решить», - заявил вице-министр. 

 

Ставка мининдустрии делается на уже работающие в стране предприятия. Однако сами бизнесмены говорят, что им необходима поддержка государства в развитии. Президент компании «Астана моторс» Нурлан Смагулов отметил, что предприятиям нужна помощь государства. «Нужны меры господдержки, покупать свое, субсидировать лизинг», - уверен бизнесмен. Причем меры эти, по его мнению, необходимы уже сегодня, с тем, чтобы предприятия могли выйти на хороший уровень производства. «Если мы их сейчас не примем, то после вступления в ВТО мы уже ничего не сможем применить», - убежден он.

 

Эксперты же предупреждают: на рынке все бОльшую долю занимает российский автопром, и казахстанские производители могут остаться в стороне. Так, по мнению управляющего директора консалтинговой компании Qncepto Олега Алферова, Казахстан уже сегодня столкнулся с «ползучей экспансией» со стороны российских производителей, поскольку никаких мер защиты внутреннего рынка от «соседей» в Казахстане нет. «И время работает на них (российских производителей), поскольку казахстанские проекты разворачиваются весьма умеренными темпами. Как в этом положении повышать конкурентоспособность отечественному автопрому - только снижением себестоимости, издержки казахстанского производителя должны стать кардинально ниже, чем у соседей», - считает он.

 

Если взглянуть на статистику, цифры, с одной стороны обнадеживающие – доля казахстанского автопрома на рынке за время работы в ТС выросла с 17,4% до 21,7 %. «Весьма радужная картина, вызывающая эмоциональный подъем, если не фокусироваться на деталях, а они таковы - 86% производства приходится на одно предприятие, находящееся в Усть-Каменогорске», - отмечает эксперт. По его оценке, рост производственных показателей в сфере производства легковых автомобилей носит преимущественно экстенсивный характер, предприятия преимущественно представлены режимом крупноузловой сборки. На этом фоне доля автомобилей российского происхождения в тот же период (с 2009 по 2012 годы) фактически заняла уже половину рынка, увеличившись с 35,5% до 49,8%.

 

«Пока в активе казахстанских заводов - разница в ставке НДС и стоимости энергоресурсов. Это немало, но недостаточно для противостояния столь мощной угрозе, как российский автопром, - предупреждает эксперт. - В остальном условия господдержки на сегодня не радикальным способом отличаются от российских. По таким пунктам, как доступ к капиталу и возможности транспортировки казахстанский инвестор находится в менее привлекательном положении, чем российский производитель».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики