Возникший несколько дней назад ажиотаж среди вкладчиков ряда казахстанских банков идет на спад, констатирует руководство kaspi bank’a, одного из пострадавших от SMS-рассылки банков. Несмотря на стабилизацию положения, акционер kaspi - фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners, принял решение предоставить финансовую поддержку банку в размере 300 млн долларов.
Председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе на прошедшей вчера пресс-конференции не стал скрывать, что первые два дня после начала SMS-атаки для банка были очень напряженными. 10% вкладчиков, поддавшись панике, приняла решение снять свои сбережения с депозитов банка. Однако уже на третий день, часть клиентов, получивших деньги на руки, вернули их снова на свои счета.
«Что касается депозитов, то 9 из 10 вкладчиков Kaspi bank’а остаются с нами, то есть 90% наших клиентов доверяют нам, уверены в нашей стабильности и надежности», - отметил Михаил Ломтадзе, отвечая на вопросы журналистов об оттоке вкладчиков. – Я хотел бы сказать им «Спасибо» и сообщить, что все, кто в дни ажиотажа сохранял спокойствие и не трогал депозиты, получат в благодарность от нас +1% по тенговым депозитам!
«Мы понимаем людей, которые поверив слухам, ринулись в отделения, они просто хотят увидеть и пощупать физически свои деньги. Вчера 30% людей, постояв с деньгами, опять занимали очередь и снова вносили на депозит деньги. Они просто хотели буквально физически потрогать, удостовериться, что деньги есть, - пояснил председатель совета директоров Kaspi bank’а Вячеслав Ким.- За эти три дня ажиотажа клиенты сняли 40 млрд тенге. Это с точки зрения управления рисками совсем небольшая сумма, поскольку это является даже меньше 10%, чем наша депозитная база».
Столкнувшись с такой мощной провокационной кампанией, kaspi bank, в первую очередь, сконцентрировал свое внимание на двух аспектах. Первое - это удовлетворить все потребности клиентов, путем создания для них максимально благоприятных условий обслуживания во всех отделениях банка. В связи с этим банк обеспечил в них в 5 раз больше наличности, чем это делается в обычное время, организовал кофе и чай, а также направил в отделения для консультирования клиентов весь топ-менеджмент банка.
«Последние два дня мы работали до 21.30. Также для создания удобств мы делаем различные экстраординарные вещи. В частности на местах мы стараемся предоставлять кофе, чай нашим клиентам. Делали все возможное, чтобы о них заботиться, потому что клиенты это наш основной актив, клиенты это наш самый главный приоритет. Мы прикладывали все усилия для того, что бы как можно меньше беспокойств и неудобств было у наших клиентов», - сказал Михаил Ломтадзе.
Второй аспект, на который руководство направило свои силы и деньги – это поиск «банковских террористов», посеявших панику среди жителей Казахстана.
«Второй приоритет – заключается в том, чтобы мы поймали этих SMS-террористов и наказали по всей строгости закона Республики Казахстан. Следовательно мы объявили приз в 100 млн тенге за информацию, которая поможет выйти на провокаторов. Со своей стороны мы гарантируем 100% анонимность и безопасность», - заверил предправления Kaspi bank'а.
Он также отметил, что возникшая некоторая заминка с обеспечением наличности в отделениях была вызвана не финансовыми проблемами банка, а логистическими, так как для организации безопасного перевоза крупных сумм денег просто требуется больше время.
Присутствующий на пресс-конференции соуправляющий партнер Baring Vostok Capital Partners и директор Baring Private Equity International Майкл Калви заверил, что в случае необходимости фонд прямых инвестиций, которым он управляет, готов оказать финансовую поддержку в размере 300 млн. долларов, также как это было в 2008 году, когда в мире начался мировой кризис и фонд выделил банку 150 млн.долларов.
«5 лет назад ни одного доллара из этих денег банк не использовал, - заметил Михаил Ломтадзе. – Не будет необходимости и в этот раз».
«Мы видели, как такие ситуации проходят в других частях мира. Такими причинами могут быть внешние факторы, внутренние, в частности изменения в экономике или валюте, или какие-то конкретные факторы, влияющие на конкретные организации и банки. Но есть абсолютно стандартные вещи, которые происходят в таких ситуациях. В первую очередь это беспокойство клиентов, в результате чего формируются очереди в банках. Консультирование клиентов через Call-центр также занимает больше времени. А перебои с наличностью в отделениях, связанны, в первую очередь, с логистикой и безопасностью перевозки денег», - рассказал Майкл Калви.
Он также подчеркнул, сославшись на мировой опыт, что в таких ситуациях обычно где-то около 10-15% вкладчиков забирают свои деньги, однако через несколько месяцев они снова их возвращают.
«И то, что мы увидели, что эти финансовые организации, проходя через такие условия, в среднесрочной перспективе становятся еще более сильными и начинают усиливать свои рыночные позиции. И мы уверенны, что то же самое произойдет и с Kaspi bank’ом в Казахстане», - убедительно произнес представитель инвестиционного фонда.
«В 2007-2008 годах были непростые условия для казахстанских банков, в то время Baring Vostok предоставил Kaspi bank финансирование в размере 150 млн долларов (которыми банк так и не воспользовался – V). И точно также наш инвестиционный комитет принял решение, в случае необходимости, предоставить 300 млн долларов финансирования», - сказал Майкл Калви, отметив, что все депозитная база. Kaspi bank’а, а это порядка 580 миллиардов тенге, составляют менее 1% от активов, которыми обладают инвесторы из «Baring Vostok Capital Partners».
Он также уверен, что уже через несколько месяцев, инвесторы гораздо позитивнее начнут смотреть на kaspi bank, который к тому времени сможет правильно использовать для себя эту ситуацию.
И Михаил Ломтадзе и Вячеслав Ким во время пресс-конференции неоднократно повторяли, что очень гордятся своей командой, которая в это нелегкое для банка время еще больше сплотилась. Именно своими слаженными действиями, сотрудники банка доказали всем, что в банке работают настоящие профессионалы, готовые качественно и в быстрые сроки принимать верные решения и обслуживать своих клиентов.
«С точки зрения нашей команды, я могу сказать, что те люди, которые преследовали цели дестабилизировать и ввести заблуждение наших клиентов не понимают самого главного - они этим самым сделают нашу компанию намного сильнее и намного сплоченнее. И огромная благодарность всем сотрудникам, ребятам, которые делают экстраординарные вещи для того, чтобы объяснять клиентам, отвечать на их вопросы и прикладывают все усилия, чтобы наши клиенты испытывали как можно меньше дискомфорта», - сказал Михаил Ломтадзе.
«Я очень горжусь, что у нас такая команда. Это делает нас гораздо сильнее, эта ситуация длилась 3 дня и уже закончилась, и с точки зрения позиций банка мы только усилимся, за что спасибо недоброжелателям», - заключил Вячеслав Ким.
Стоит также отметить, что по итогам 2013 года, согласно неаудированной консолидированной отчетности по МСФО, депозиты kaspi bank’выросли на 40% и составили 583 млрд тенге, из которых свыше 400 млрд тенге пришлись на депозиты физических лиц. Капитал вырос на 37% и достиг 93 млрд тенге, кредитный портфель на 48%(до 642 млрд тенге), а чистая прибыль по сравнению с 2012 годом удвоилась и составила 39 млрд тенге.