Плата за проезд
Казахстанцы будут платить за проезд по автодорогам. Премьер-министр считает это неизбежным, поскольку бюджет содержать все дороги страны не в состоянии. Такие заявления от Серика Ахметова прозвучали на традиционном заседании правительства, где рассматривался вопрос о положении дел в автодорожной отрасли.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Казахстанцы будут платить за проезд по автодорогам. Премьер-министр считает это неизбежным, поскольку бюджет содержать все дороги страны не в состоянии. Такие заявления от Серика Ахметова прозвучали на традиционном заседании правительства, где рассматривался вопрос о положении дел в автодорожной отрасли.

 

- В реформировании автодорожной отрасли нам, конечно же, нужно вводить платность, потому что содержание автодорог без платности ни один бюджет не выдержит, как местный, так и республиканский. Поэтому впервые в этом году в конце мая мы вводим платность автодороги Астана – Боровое, - заявил глава правительства.

 

Вопрос платы возник не случайно. Министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев посетовал, что далеко не все регионы выделяют необходимое количество средств на содержание и ремонт местной сети автомобильных дорог. К примеру, Кызылординская, Алматинская, Атырауская области финансируют их «достаточно активно». В отличие от них Павлодарская, Костанайская, Западно-Казахстанская области денег в ремонт дорог практически не вкладывают. Как следствие - сегодня половина районных центров не обеспечена дорогами с асфальтным покрытием.

 

В качестве примера постоянного недофинансирования была приведена Западно-Казахстанская область. Премьер-министр привел такие цифры: в 2011 году на местные дороги было выделено 347 млн, в 2012 - 320 млн, в 2013 - 245 млн. тенге. Тогда как Акмолинская область нашла в своем бюджете 1,8 млрд тенге, Северо-Казахстанская - 2,5 млрд, Кызылординская - порядка 3 млрд.

 

Состояние автомобильных дорог, как и их финансирование, тоже оставляет желать лучшего. Глава минтранскома проинформировал, что в настоящее время из общего числа республиканских дорог протяженностью 23,5 тысяч км удовлетворительном состоянии находятся 79%, а 21% - в неудовлетворительном. Хуже ситуация с местными дорогами, где 37% - в неудовлетворительном состоянии, 63% - в удовлетворительном. Такая ситуация сложилась преимущественно из-за того, что вопросы финансирования местных дорог были переданы на уровень регионального бюджета.

 

Премьер, согласившись с тем, что именно вопрос финансирования сегодня является одним из самых острых, тем не менее, обратил внимание, что «за последние 10 лет по поручению главы государства на ремонт, реконструкцию, строительство новых автодорог, содержание существующих дорог правительством и министерством выделяется достаточно большие деньги». «В других странах СНГ такого масштабного автодорожного строительства нет». Однако тут же сам и заметил, что проекты реализуются хоть и масштабные, однако явно не до конца продуманные. К примеру, на первом в стране автобане Астана – Боровое забыли о снегозадержании, и минувшей зимой автобан оказался в снежных завалах. Почему-то вне внимания авторов проекта дороги остались и вопросы озеленения и освещения. Поэтому премьер лично обратил на это внимание и поручил учитывать все эти вопросы при проектировании новых автомобильных дорог.

 

Новых проектов в дорожной отрасли, кстати, будет немало. В 2013 году начинается строительство дорог Астана – Алматы, Астана – Павлодар,  Астана – Усть-Каменогорск, Алматы – Хоргос, Алматы – Капшагай, продолжится реконструкция дороги Астана – Петропавловск. Кроме того, продолжаются работы по строительству крупного международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. И должна наконец начаться практическая реализация концессионного проекта строительства большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД). Стопором в реализации этого проекта является так и не решенный вопрос об изъятии земельных участков у частных лиц для строительства автодороги. Проблема заключается в том, что многие собственники земли не согласны с размером предлагаемой им компенсации за изымаемый участок.

 

По словам акима Алматинской области Ансара Мусаханова, всего для строительства БАКАД нужно выкупить 724 земельных участка. К настоящему времени выкуплено 237 участков на 6,7 млрд. тенге. 467 участков остаются невыкупленными на общую сумму 4,2 млрд. При этом проблемными, по данным акима, являются 177 участков, причем по 131 участку переговорный процесс уже переместился в суд. При этом министр транспорта и коммуникаций заметил, что конкурсные процедуры по выбору концессионера на данный проект уже начинаются и, соответственно, вопрос по выкупу участков необходимо решить как можно скорее. Однако переложить вину за очередную вероятность срыва сроков начала проекта только на акимат не удалось – премьер прямо заявил, что ответственность в данном случае у чиновников солидарная:

 

- Это ответственность министерства и акимата. Поручаю министерству вместе с акимом разобраться, провести совещание и в мае окончательно доложить – когда вопрос земель будет решен.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые