• 5030
Полностью удовлетворить потребность страны в ГСМ казахстанские НПЗ смогут не раньше 2017 года — эксперт

Ирина Галат, Vласть

Основная причина дефицита ГСМ, с которым Казахстан сталкивается ежегодно, связана с низкими объемами собственного производства топлива, которое не покрывает потребности внутреннего рынка, считает директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлан Хасенбеков.

«Дефицит ГСМ наблюдается ежегодно потому, что собственное производство не покрывает потребности населения и экономики в топливе. В итоге, так как мы зависим от импортных поставок, появляется зависимость от ситуации на рынке северного соседа, отсюда и флуктуации во внутреннем балансе спроса и предложения», — объясняет он.

При этом эксперт отмечает, что данная проблема будет решена с завершением модернизации казахстанских НПЗ: «Вплоть до 2017 года НПЗ будут находиться на модернизации по итогам которой, как ожидается, смогут полностью удовлетворить потребность страны в ГСМ».

Что касается введенных в России ограничений на экспорт нефтепродуктов из-за аварии на Ачинском НПЗ, то, по сути, на Казахстан они не должны оказать большое влияние, так как объем поставок оговаривается заранее.

«Казахстан и Россия ежегодно подписывают индикативный баланс, в котором фиксируют плановые объемы нефтепродуктов для ввоза в нашу страну. Эти объемы должны неукоснительно соблюдаться с обеих сторон. Казахстану следует определять ежегодную потребность в топливе и закладывать ее в документ, снизив зависимость от российских ограничений», — говорит Хасенбеков.

По поводу адекватной стоимости бензина, эксперт не называет конкретных цифр, но отмечает, что «определение адекватной розничной цены должно исходить, в первую очередь, из интересов конечного потребителя при условии наличия фундаментальных рыночных механизмов».

Напомним, что 21 августа в Казахстане изменились предельные розничные цены на ГСМ. Стоимость бензина марки АИ 92/93 увеличилась на 13 тенге и составила 128 тенге за один литр.

Свежее из этой рубрики