Маргарита Бочарова, Алматы — Экибастуз — Алматы, Vласть
Фото автора
Тяжелые времена для экибастузского завода по производству железнодорожных колес благополучно закончились, и произошло это, отнюдь, не после вмешательства президента, а при непосредственном участии СМИ. Между тем, сегодня предприятие продолжает борьбу с таможенными органами республики.
В среду, 6 августа, после памятного заседания правительства глава государства отправился в рабочую поездку по Павлодарской области, чтобы, в том числе, посетить первый в Казахстане завод по производству железнодорожных колес и стрелочных переводов. По заверениям руководства «Проммашкомплект» — так называется промышленное предприятие — Нурсултан Назарбаев прибыл на объект в хорошем расположении духа и даже остался доволен всем увиденным.
Даулет Сыздыков, председатель совета директоров завода, встречу с журналистами, которая состоялась на следующий день после визита президента, начал с благодарности. Признательность «за поддержку» он выразил тем корреспондентам казахстанских СМИ, которым удалось побывать на заводе в начале 2014 года. «Благодаря вашей помощи мы вроде как сумели выйти из этой тяжелой ситуации, сохранили все рабочие места», — произнес Сыздыков.
Следом Сыздыков рассказал, что с большой проблемой предприятие столкнулось в 2013 году, когда завод фактически не мог реализовать выпускаемые им железнодорожные колеса.
«Там были как объективные, так и субъективные причины», — дипломатично пояснил председатель совета директоров.
Оказалось, корни проблемы уходили в снижение объемов грузооборота и соответственно сокращение планов ремонта подвижного состава АО «Қазақстан Темiр Жолы». В результате, в минувшем году «Проммашкомплект» удалось отгрузить национальному оператору лишь 17,8% железнодорожных колес от запланированного объема.
«Весной этого года эта проблема была преодолена. Мы нашли общий язык», — продолжил Сыздыков. Следом он пояснил, что за семь месяцев 2014 года предприятием было реализовано уже 17 200 железнодорожных колес, что составляет 52,8% от объема, планируемого к отгрузке в адрес «Қазтеміртранс». Кроме этого, предприятие в нынешнем году планирует поставить порядка 10 тыс. колес Казахстанской вагоностроительной компании, и около 18 тыс. — промышленным предприятиям группы Казахмыса, ENRC и др.
«На пространстве СНГ потребление — порядка миллиона штук колес в год», — подчеркнул Сыздыков. При этом производительная мощность завода составляет 75 000 железнодорожных колес в год, отметил он. Получается, что единственный в Казахстане завод по производству железнодорожных колес при выходе на полную мощность сможет обеспечить всего 7,5% спроса на постсоветском пространстве. В Казахстане же ежегодная потребность в железнодорожных колесах укладывается в рамки 50-60 тыс. единиц.
«Поэтому мы — не такие уж большие игроки, чтобы конкурировать на российском рынке», — заключил представитель завода. Вместе с тем он добавил, что в то время как российским крупным предприятиям потребуются, как минимум, сутки для того, чтобы «перейти на другой размер колеса», казахстанскому заводу для переоснастки потребуется всего 40 минут.
Таким образом, «Проммашкомплект» решительно настроен на то, чтобы побороться за рынки сбыта в Евразийском экономическом союзе. Для этого, по словам Сыздыкова, предприятие будет использовать логистическое преимущество, расширит номенклатуру выпускаемой продукции до 400 видов колес, увеличит мощность завода до 300 тыс. единиц в год. И если сейчас завод выпускает всего два вида колес для грузовых вагонов, то со второго полугодия 2016 года предприятие станет обеспечивать ими локомотивы и другую путевую технику, подчеркнул Сыздыков. Кроме этого, к концу 2015 года компания планирует запуск производства колесных пар.
На пространстве ЕАЭС у казахстанского завода по производству стрелочных переводов и железнодорожных колес конкурентов фактически всего пять — это стрелочные заводы Новосибирска, Мурома и Керчи, колесное производство в Нижнем Тагиле и городе Выкса. Вместе с тем, завод в Экибастузе значительно уступает каждому из них по своей производительной мощности.
Несмотря на все успехи завода, предприятие продолжает судебные разбирательства с таможенными органами республики. В результате неправомерного взыскания таможенных пошлин с оборудования по обработке железнодорожных колес финансовые потери «Проммашкомплект» составили 280 млн. тенге. Неправомерность сборов, по словам Артура Хачатуряна, генерального директора завода, обусловлена тем, что предприятие входит в Республиканскую карту индустриализации, согласно которой оборудование такого типа для данного завода никакими платежами облагаться не должно.
Между тем пока ни иностранные, ни местные специалисты не смогли убедить казахстанских таможенников в том, что те неверно квалифицируют заводское оборудование. Хачатурян же полностью уверен, что третий суд по данному делу станет для предприятия последним и окончится победой интересов национального машиностроения.
На сегодняшний день «Проммашкомплект» полностью зависит от поставок российской металлургической и горнодобывающей компании «ЕВРАЗ», откуда получает заготовки для колес. «Это очень большая проблема в Казахстане. Было бы прекрасно, конечно, если бы делались заготовки здесь, в Казахстане, но это стоит огромных денег», — прокомментировал Хачатурян. По его словам, необходимое для штамповки колес оборудование «в разов десять дороже чем то, что мы потратили на этот завод».
К слову, строительство предприятия обошлось инвесторам в 18,2 млрд тенге. При этом доля государственного финансирования (в виде субсидирования процентной ставки) составила 16%. К 1 августа 2014 года завод в общей сложности получил от государства 931 млн. тенге. Сегодня, по словам Сыздыкова, уровень рентабельности предприятия колеблется в пределах 12-13%. До девальвации норма прибыли завода, разумеется, была выше, не стал отрицать председатель совета директоров. Несмотря на это, пока руководство не пересматривало цены на выпускаемую продукцию, объем которой в 2014 году в денежном выражении должен составить около 15 млрд тенге.
Перспективы у рынка железнодорожных колес и стрелочных переводов, если верить руководству завода, самые радужные. До полного обновления вагонного парка республики еще далеко, а поэтому на заводе смело говорят об инновационных производствах и создании железнодорожного кластера в Экибастузе.