Банк низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), который будет размещаться на Ульбинском металлургическом заводе в Усть-Каменогорске, не представляет никакого интереса для террористов, считают в Министерстве иностранных дел Казахстана.
"Низкообогащенный уран не является радиоактивным отходом. Он не привлекателен и не представляет интерес для террористов, так как не может быть использован в производстве ядерного оружия без соответствующих технологий, инфраструктуры и обогащения", - сказал посол по особым поручениям внешнеполитического ведомства Казахстана Барлыбай Садыков.
Подписание соглашения о создании банка низкообогащенного урана в Казахстане планируется в конце августа накануне международного дня действий против ядерных испытаний. Ожидается, что в церемонии подписания соглашения примет участие генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.
Как сообщалось ранее, банк будет размещаться в Ульбинском металлургическом заводе в Усть-Каменогорске. По оценкам экспертов МАГАТЭ и Казахстана, банк не несет в себе угроз безопасности экологии и населению региона.
Садыков рассказал, что в течении четырех лет представители заинтересованных министерств и ведомств Казахстана вели переговоры с представителями секретариата агентства по согласованию текста соглашения. Текст был утвержден и принят постановлением правительства 27 апреля 2015 года.
МАГАТЭ будет владельцем урана, хранящегося в банке, материал будет полностью в юридическом владении МАГАТЭ. Ранее Vласть сообщала, что правительство Казахстана постановило одобрить соглашение с МАГАТЭ о создании Банка низкообогащенного урана на территории страны.
В нем отмечается, что МАГАТЭ создает в Казахстане Банк низкообогащенного урана. Обе стороны - Казахстан и МАГАТЭ определили ключевые термины и их значение, права и обязанности, неприкосновенность, финансовые льготы, налоги и пошлины, а также об иммунитете от любой формы судебного вмешательства.
МАГАТЭ несет расходы на персонал, приобретение низкообогащенного урана, оборудования и его эксплуатацию, технических средств, а также другие товары и услуги, которые необходимы для создания, обеспечения функционирования и обслуживания банка низкообогащенного урана.
В свою очередь, госказна понесет расходы на хранение низкообогащенного урана. Казахстан обязуется поддерживать в рабочем состоянии оборудование и техсредства.
Что касается пункта о неприкосновенности, то стороны договорились, что МАГАТЭ и имущество МАГАТЭ, где бы и в чьем бы распоряжении оно не находилось, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства.
"Разве только МАГАТЭ определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае, при этом предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на меры исполнения судебных решений", - отмечается в тексте проекта соглашения.
Также, согласно ему, имущество МАГАТЭ, где бы и в чьем бы распоряжении оно не находилось, не подлежит обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и любой другой форме вмешательства, будь то путем исполнительных, административных, судебных или законодательных действий.
Доступ на территорию банка низкообогащенного урана возможен только с согласия генерального директора банка и на его условиях.
"Несмотря на вышесказанное, согласие генерального директора на доступ к банку низкообогащенного урана МАГАТЭ не требуется в нескольких случаях: инспекционного контроля, проводимого Казахстаном; для выполнения Казахстаном своих обязанностей по техническому соглашению об услугах оператора установки; в случае возникновения аварийной ситуации, или опасности, или угроз их возникновения, требующих принятия срочных мер", - говорится в проекте соглашения.
Фото с сайта http://oilnews.kz/
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.