Реформа образования в Казахстане, как правило, является спонтанной, хаотичной, невнятной и незавершенной, заявила в понедельник в ходе правительственного часа в мажилисе вице-спикер палаты, руководитель фракции партии «Нур Отан» Гульмира Исимбаева. По ее словам, здесь постоянно возникает «множество хронических и вновь возникающих проблем».
«Работа по совершенствованию системы образования ведется на всех уровнях. Несмотря на проводимые реформы в сфере образования приходится констатировать, вместе с тем, наличие множества хронических и вновь возникающих проблем. Это подтверждается и обратной связью с населением и исследованием общественного мнения, информацией в СМИ», - сказала Исимбаева.
«Существует утверждение «образование стоит денег, а невежество стоит дороже», так сложилось, что реформа образования зачастую у нас происходят спонтанно, хаотично, не обретает на практике внятных, завершенных форм», - добавила она.
По мнению вице-спикера, системный мониторинг, глубокий анализ текущих процессов, оценка результата каждого этапа реформ проводится недостаточно. В частности, за последние 11 лет в систему образования из республиканского бюджета вложено 1 трлн 207 млрд тенге. При этом среднемесячная зарплата работников образования на сегодня остается «одной из самых низких и составляет 86,5 тысяч тенге при среднемесячной номинальной зарплате по стране 143 тысячи тенге».
«Одной из задач госпрограммы развития образования и науки является улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций. Однако, именно на этом уровне сложилась хроническая недоукомпектованность кадрами, особенно помощников воспитателя. И это закономерно, поскольку зарплата последних составляет 29 тысяч тенге», - рассказала Исимбаева.
Немало вопросов в этом сегменте и вызывает перспектива обучения детей 5-6 летнего возраста английскому языку. В сегменте среднего образования, продолжила рассказывать депутат, одной из болевых точек остается вопрос образовательной инфраструктуры.
«Сейчас он решается. Но, тем не менее, из года в год мы обсуждаем проблему дефицита ученических мест, проблемы аварийных трехсменных школ. Более 40% школ в Казахстане – малокомплектные. Далеко не везде в селах организован подвоз детей к школе. 30% школ не имеют кабинетов новой модификации по физике, химии, биологии. В 1277 школах вообще отсутствуют спортивные залы. Всегда возникает вопрос, как же выполняется государственный образовательный стандарт по физической культуре в этих школах», - отметила депутат.
Еще один, вызывающий у парламентариев беспокойство показатель, - процент неаттестованных учреждений. По результатам государственной аттестации требования государственного общеобразовательного стандарта не соответствует деятельность 47% организаций.
«Несмотря на большой объем данных по количеству педагогов, прошедших языковые курсы повышения квалификации по обновленному содержанию, уровень обеспеченности образовательных учреждений педагогами-предметниками, преподающими на английским языке, составляет 2% от потребности», - констатировала Исимбаева.
Есть еще один аспект проблемы, продолжила она, это подготовка высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики.
«До сих пор рынок труда и образовательных услуг функционирует обособленно. Количество и структура государственных грантов в вузах слабо увязана с потребностями рынка труда по тем или иным специальностям», - резюмировала вице-спикер.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.