В стране не выстроена система, помогающая недоношенным детям жить максимально полноценно
Нехватка катамнестических центров в Казахстане может привести к росту инвалидности среди детей

17 ноября отмечался Международный день недоношенных детей. С 2008 года Казахстан перешел на критерии живорождения, рекомендованные ВОЗ. Живорожденным считается ребенок, родившийся на 22 неделе гестационного периода и более, весом от 500 грамм и признаками живорожденности. Это было хорошим гуманистическим изменением в законодательстве и дало надежду многим родителям. Но спустя почти 13 лет в Казахстане все еще не выстроена система, которая бы помогала недоношенным детям не только выжить, но и прожить свою жизнь максимально полноценно. Это обсудили на мероприятии, приуроченном к Международному дню недоношенных детей.

Первый кабинет катамнеза в одной из больниц столицы Казахстана был открыт в 2015 году. Внедрением зарубежной практики катамнестических центров, в которых ведут детей из групп риска от рождения и до года, занималась вместе с другими специалистами Балжан Татибекова. Ее, как неонатолога, целенаправленно перевели с позиции завотделения одной из столичных детских реанимаций для работы в этом направлении. Позже она открыла частный “Центр Катамнеза”, где старается применять все зарубежные практики по выхаживанию новорожденных детей из групп риска и, в первую очередь, недоношенных детей.

На мероприятие, которое Центр Катамнеза организовывает уже не первый год, были приглашены как родители недоношенных деток со своими малышами, так и представители различных государственных структур.

Директор “Центра катамнеза”, Балжан Татибекова, так описала задачи этого мероприятия:

“Младенческая смертность является базовым статистическим показателем демографии нашей страны, мы затрачиваем огромные ресурсы на ее снижение, поэтому значительно улучшилась выживаемость детей до года. После выписки из стационара родители с этими детьми обращаются к нам или в другие катамнестические кабинеты для дальнейшего динамического наблюдении с использованием современных методик и технологий. Отсутствие такого этапа приводит к росту показателей детской инвалидизации в стране.

Мы приглашали на наше мероприятие представителей разных государственных учреждений, в том числе, нескольких министерств — труда и соцзащиты, здравоохранения, образования и культуры, чтобы они из первых уст услышали о катамнезе. В течение дня у родителей была возможность взять микрофон и рассказать обо всех трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в борьбе за своих детей. Потому как даже при слаженной работе катамнестического центра, детки от нас могут выходить с инвалидностью, ведь они изначально поступают к нам минимум с несколькими патологиями. Мы делаем все возможное, но, к сожалению, мы не боги и не волшебники. Поэтому так важно, чтобы все государственные институты, от которых зависит качество жизни таких детей, работали в слаженном тандеме”.

Балжан Татибекова отмечает, что ей часто ставят в укор, что она слишком эмоциональна: “Но как иначе, когда приходится бороться за каждого ребенка и далеко не всегда все заканчивается хэппи-эндом. Приходится видеть и покалеченные судьбы, где люди теряют детей или разводятся. Я все это пропускаю через себя и это сложно. Не знаю, насколько меня хватит, но пока делаю все, что могу. После праздничной части, мы остались с представителями государственных институтов обсудили многие вопросы, связанные с проблемами недоношенных детей. Надеюсь, что это все не останется только на уровне обсуждения. Ведь только в одном перинатальном центре столицы через реанимацию проходит около 500 детей в год. Таких центров в городе три, и после выписки минимум 300-400 малышей должны наблюдаться в катамнезе, чтобы избежать осложнений и инвалидности. Поэтому катамнестических центров не хватает не только в столице, но и по всей республике”.

Не так давно мы брали интервью у Балжан Татибековой для одного из материалов нашего проекта “Прививка”, где она подробно рассказывала об особенности работы катамнестических центров.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики