А с учетом введенных в отношении России санкций количество случаев лжеимпорта и реэкспорта увеличится
Сенатор Лукин заявил об устойчивой схеме нелегального ввоза пшеницы из России в Казахстан
ФОТО ELDALA.KZ

В Казахстане налажена устойчивая схема нелегального ввоза пшеницы из Российской Федерации по фиктивным документам, из-за чего бюджет теряет налоги, заявил в четверг в ходе пленарного заседания сената депутат Андрей Лукин. В своем депутатском запросе он попросил заместителя премьер-министра – министра финансов Ерулана Жамаубаева решать проблему, в частности, оцифровать процесс учета и контроля ввозимых товаров из стран ЕАЭС и усилить контроль.

«Изучение текущей ситуации свидетельствует о наличии устойчивой схемы нелегального ввоза пшеницы из Российской Федерации в Казахстан по фиктивным документам, т.е. без документов, уплаты НДС на импорт либо по формальным договорам временного хранения с последующим экспортом в третьи страны под видом казахстанской продукции с возмещением по ним НДС за счет бюджета. В результате недобросовестные налогоплательщики остаются безнаказанными, в бюджет не поступают налоги, которые возможно было бы направить на финансирование социальных проектов», - заявил Лукин.

По его словам, основной проблемой является бесконтрольный ввоз зерновой продукции. В частости, привел данные сенатор, 2019-2022 годах импорт зерна в Казахстан составил 3,4 млн тонн на 207 млрд тенге. При этом в 2019 году из России ввезено 464 тыс. тонн пшеницы, из которых по 127 тыс. тоннам в бюджет не уплачен НДС на импорт на 504 млн тенге, в 2020 году – по 17,5 тыс. тонн на 247 млн тенге. Все это привело к аномальному росту экспорта указанного товара из Казахстана в третьи страны с 700 тыс. до 1,3 млн тонн.

«Не исключается, что, с учетом введенных в отношении России санкций, количество случаев лжеимпорта из соседней страны и реэкспорта увеличится в разы. Это может повлечь необоснованный возврат НДС лжепроизводителям зерна», - убежден депутат.

Он привел пример, что с 2019 года из России на территорию Северо-Казахстанской области завезено более 450 тыс. тонн пшеницы, которые были сданы в хлебоприемные пункты по сопроводительным документам сельхозтоваропроизводителей Казахстана. После документального оформления продукция экспортирована трейдерами за пределы страны в Узбекистан, Афганистан и Таджикистан как товар казахстанского происхождения, что повлекло незаконный возврат НДС экспортерам за счет бюджетных средств. Причем, утверждает Лукин, правоохранительные органы подтвердили схему нелегального ввоза пшеницы по фиктивным документам, а предварительный ущерб государству в виде неуплаченного НДС от ввезенного товара из России в Казахстан составил более 660 млн тенге.

«Указанное свидетельствует о применении предпринимателями двух стран схемы получения льгот по НДС путем экспорта российского зерна под видом казахстанского. Причиной такого положения дел является отсутствие системы учета и дальнейшего контроля использования ввозимой из России зерновой продукции. Проблема экономической контрабанды является очень актуальной в плане правильной ее идентификации», - объяснил депутат.

В то же время уголовное законодательство за один преступный умысел, заявил Лукин, предусматривает два разных вида уголовных правонарушения. То ест в одном случае – конфискация, в другом – после уплаты необходимых платежей товар возвращается. И нет четкого разграничения признаков этих уголовных правонарушений и в нормативном постановлении Верховного суда. Все это привело к тому, что, например, в области Жетысу начали по-разному понимать уголовный состав экономической контрабанды. За неправильное указание кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности кого-то признают контрабандистом, другого осуждают за «уклонение».

По мнению сенатора, при таких обстоятельствах возникает острая необходимость законодательного вмешательства в ситуацию посредством внесения поправок, направленных на разграничение контрабанды от «уклонения». На основании этого он попросил Жамаубаева рассмотреть вопросы разграничения признаков уголовных правонарушений «контрабанды» и «уклонения»; оцифровать процесс учета и контроля ввозимых товаров народного потребления из стран ЕАЭС и усилить контроль со стороны комитета госдоходов по пресечению теневого вывоза таких товаров.

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики