Принимать окончательное решение депутаты будут на совместном заседании палат парламента
«Ак жол» и ОСДП выступили против принятия отчета правительства по исполнению бюджета за 2022 год
фото Жанары Каримовой

Тамара Вааль, Астана, Власть

Сегодня на пленарном заседании мажилис рассмотрел отчеты правительства и Высшей аудиторской палаты по исполнению республиканского бюджета за 2022 год. Принимать или не принимать документ, депутаты будут решать на совместном заседании палат, но две фракции – «Ак жол» и ОСДП – уже заявили, что документ принимать нельзя.

«Фракция ОСДП считает, что для повышения эффективности использования государственного бюджета необходимо вовлекать больше общественности. В отчете Высшей аудиторской палаты говорится, что чиновники определили для себя в нацпроектах индикаторы, комфортные в исполнении. В регионах в комфортной зоне исполнения 19% от общего количества индикаторов, в центральных госорганах – 11%. Если бы эти индикаторы обсуждались с населением и контролировались ими, доверие казахстанцев к госорганам и эффективность использования бюджетных средств можно было бы повысить», - высказался лидер фракции партии ОСДП Аскар Рахимжанов.

По его словам, неоднократно в заключении аудиторской палаты отмечено, что в отчетах государственных органов существует привычка подгонки целевых индикаторов, заданных в начале периода, под конечные достигнутые результаты, что позволяет делать отчеты положительными. В дальнейшем это приводит к искажению данных по освоению бюджета, то есть при 100% выполнении плана наблюдается неосвоение финансовых средств. Поэтому депутаты предлагают пересмотреть периодичность внесения изменений в бюджет и разрешить это делать один раз в год в первом полугодии. Остается, по его мнению, и открытым вопрос по закупу отечественных товаров, работ и услуг, какие госорганы чаще всего нарушают эти нормы и производителей каких стран они больше предпочитают.

В целом, подчеркнул Рахимжанов, в отчете слабо представлен анализ факторов, которые позволяют чиновникам использовать лазейки в законодательстве для неэффективного использования средств.

«Мы всей страной отслеживаем возросшее число дел, заведенных на чиновников по коррупционным преступлениям. Слабый контроль за использованием бюджетных средств, фейковые индикаторы являются “украшением” представленного отчета правительства. Фракция ОСДП, принимая во внимание заключение аудиторской палаты и изученные материалы, предоставленные правительством, выступает против принятия данного отчета». - подчеркнул он.

Лидер фракции партии «Ак жол» Азат Перуашев также заявил, что не поддерживает отчет из-за множество причин, но назвал пять ключевых. Первая – сомнительные достижения в доходах.

«Хотелось бы обратить внимание коллег на два тревожных момента, за счет которых в основном и достигнуто то перевыполнение доходов в бюджет, о которых говорится в отчете правительства. Это увеличение налогов сразу на 42% и займов на 13%. Что такое рост налоговых поступлений на 42%? Разве у нас настолько увеличилось число работающих предприятий? Нет. Или у старых предприятий настолько выросли прибыли? Тоже не верим. Основная причина – это рост цен на нефть, из-за чего доля добывающих отраслей в поступлениях бюджета выросла до 46%. Но в то же время доля обрабатывающей промышленности снизилась до 11%», - привел данные Перуашев.

Вторая причина несогласия с правительством – вольготное отношение к планированию бюджета. Лидер фракции напомнил, что после утверждения республиканский бюджет корректировался восемь раз, причем две корректировки на 162 млрд тенге остались нераспределенными.

«Считаем такое пренебрежение к собственным расчетам полным провалом. За подобное планирование в частной компании наемный менеджмент вылетел бы с работы.
По идее, госслужащие тоже наемные работники, которым народ доверил распоряжаться его деньгами. Но что-то не слышно, чтобы правительство наказало халтурщиков», - добавил он.

Третья причина – это нарастающий ненефтяной дефицит бюджета, который подняли с 8,1% до 10,2%. Перуашев назвал это «легкостью рук и никаким мошенничеством». Следующее – это проедание Национального фонда, который, по подсчетам Высшей аудиторской палаты, «иссякнет при таких темпах к 2030 году». И последний фактор – паразитарная роль квазигоссектора.

«Этот сектор создавался два десятилетия назад для лучшего управления и увеличения доходов государства. За эти годы нацкомпаниям давно пора встать на ноги и приносить прибыль. Не случайно руководством страны ставилась задача по сокращению госфинансирования и повышению вклада квазигоссектора в бюджет. Вместо этого объемы финансирования квазигоспредприятий выросли на 38% (с 722 млрд до более 1 трлн тенге). Однако отдача крайне сомнительная», - заявил лидер фракции, еще раз подчеркнув, что «Ак жол» не поддерживает отчет правительства об исполнении бюджета.

Руководитель фракции «Народная партия Казахстана» Магеррам Магеррамов обратил внимание на проблему безработицы в Казахстане, которая находится на уровне 4-6%, отметив, что правительство должно пересмотреть походы по борте с ней. Бывшие коммунисты подняли вопросы высокой закредитованности населения, благосостояния граждан, высоких цен на продукты питания.

«Пора уже отказаться от чисто механических подходов к определению необходимой доли государственного участия в экономике. Принцип гильотины и другие инструменты с красивыми названиями на практике не работают. Следует пересмотреть систему управления, начав с эффективности руководящего состава. На сегодня этот институт фактически не несет никакой ответственности за эффективность работы нацкомпаний, и даже за их колоссальные убытки. Назначение в составы советов директоров высокопоставленных госслужащих-“тяжеловесов” не приносит всеми ожидаемой пользы», - сказал Магеррамов, подчеркнув, что фракция считает возможным принять отчет.

Депутат от партии Respublica Динара Шукижанова также озвучила позицию фракции: «Считаем возможным одобрить отчет правительства с учетом озвученных предложений, которые направлены на улучшение благосостояния и повышения доходов населения Казахстана».

Что касается предложения партии, то это социальная поддержка, которая должна быть точечной и адресной, согласование индикаторов кредитования экономики. То есть правительству рекомендуется занять «более жесткую позицию в отношении политики Нацбанка в вопросах кредитования предпринимательства».

«Фактически драконовские меры не сдерживают инфляцию, но сдерживают развитие национального бизнеса. Совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка нужно разработать четкие индикаторы для банков второго уровня по кредитованию экономики. Особенно это касается банков, получивших государственную поддержку. Наше правительство требует встречные обязательства от сельхозтоваропроизводителей, а у банков не требует», - считает Шукижанова.

Также партия обратила внимание на продовольственную безопасность страны, развитие инфраструктуры и улучшение предпринимательской среды.

В целом за отчет правительства проголосовали 73 депутата, против – 12, еще семеро воздержались.

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики