В Казахстане думают о целесообразности реализации проекта ракетного комплекса «Байтерек»

Тамара Вааль, Астана, Vласть

В среду на пленарном заседании мажилис одобрил проект закона «О ратификации протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года». Правда, как признался председатель аэрокосмического комитета министерства МИР РК Талгат Мусабаев, за годы реализации проекта его цена возросла в разы, поэтому в Казахстане думают о его  целесообразности.


«Сегодня пришло совершенно новое руководство в Роскосмос, и они, посмотрев на самом деле, что было до этого по ракетоносителю Ангара, и должен был в начале быть, честно говоря, сами удивились цифрам, которые выработали они c $ 223 млн до почти $2 млрд. И сегодня они ведут тщательную, скрупулезную работу, чтобы выдать данные, которые сегодня соответствуют даже сегодняшним ценам. Мы когда получим эти исходные данные, будем обращаться в высшее руководство нашей страны о вообще вопросе, будем мы его создавать или не будем. Вопрос сегодня вот так стоит», - признался Мусабаев.

Стоит отметить, что вопросов к экс-главе Казкосмоса у депутатов накопилось немало, особенно после его доклада по законопроекту. Мусабаев напомнил, что изначально соглашение о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса Байтерек между правительствами России и Казахстана было подписано в 2004 году. Проект предусматривает создание на космодроме Байконур нового экологически-безопасного космического ракетного комплекса Байтерек на базе российского ракетоносителя Ангара, который должен заменить на космодроме Байконур космический ракетный комплекс Протон. Для реализации данного проекта создано совместное предприятие «Байтерек», которому казахстанской стороной выделен бюджетный кредит в сумме 223 миллиона долларов США, сроком на 19 лет с пятилетним льготным периодом по погашению основного долга и уплате вознаграждения.

«По условиям соглашения российская сторона должна была обеспечить летное испытание космического ракетного комплекса Ангара на космодроме Плисецк. Данные испытания были успешно проведены только в 2014 году. В следствие чего реализация проекта затянулась. Комплекс Байтерек не создан, а срок выплаты кредита уже наступил», - отметил Мусабаев.

Новым документом предусматривается продление льготного периода по погашению основного долга и уплаты вознаграждения по бюджетному кредиту до 2019 года. Именно это «позволит совместному предприятию Байтерек продолжить реализацию проекта и сохранить наработанный потенциал и кадры».

«На сегодняшний день по реализации проекта Байтерек на базе ракетоносителя Ангара проводятся работы по корректировке проектных документов и согласованию с российской стороной условий реализации проекта», - заключил глава комитета.

Парламентарии сразу поинтересовались, если однажды сроки реализации проекта были нарушены, то какая гарантия того, что этого не произойдет снова.

«Вопрос простой, но в тоже время сложный, - признал Мусабаев. - К сожалению, в то время, когда принималось межправительственное соглашение о создании на космодроме ракетного космического комплекса Байтерек на основе ракетоносителя Ангара, в наших рядах не было людей, которые могли бы качественно, профессионально подготовить с нашей стороны этот документ».

Таким образом, документ был составлен таким образом, что вся ответственность за реализацию проекта, как техническая, так и финансовая, ложилась исключительно на плечи Казахстана.

«Российская сторона не несет ответственность ни за финансирование, ни за сроки, и вообще не несет. Бывший руководитель Роскосмоса, который в то время руководил говорил, что это вообще проект не российско-казахстанский, а чисто казахстанский. Поэтому были такие недомолвки и недопонимания», - заявил Мусабаев.

При этом он подчеркнул, что из 223 миллионов долларов, Казахстан уже потратил 80, которые ушли на создание, проработку технического проекта и другой техдокументации, которая «сегодня в полной мере сохранена и может быть использована в дальнейшем для проведения работ по созданию ракетно-космического комплекса».

Депутат Анатолий Пепенин тут же озадачился, «хватит ли этих денег (223 миллионов долларов), чтобы завершить проекты?».

«Вопрос очень правильный, очень вовремя задан. Действительно, мы израсходовали 80 млн. долларов из 223 млн. Но когда я возвратился только и увидел эту цифру 223 млн долларов на такой огромный проект. Это тяжелый проект, это мегапроект. В мире по такой стоимости ни одного проекта ракетно-космического комплекса не было создано. Это смехотворные деньги, которые были прописаны в данном соглашении. О чем я вам и говорил: готовили проект соглашения мало сведущие люди», - ответил Мусабаев, а уже позже, отвечая на вопрос депутата Айгуль Соловьевой добавил: «При старом руководстве (Роскосмоса –V.) цена из 223 млн долларов выросла за пять лет до 1 млрд 650 млн долларов. Для Казахстана это очень большая сумма. И это все должен был финансировать Казахстан. Поэтому сегодня там принимаются меры к оптимизации данного проекта и к оптимизации затрат, в том числе и казахстанской стороны. Есть предположительные данные, что будет гораздо стоить меньше, чем 1 млрд 700 млн долларов. И мы будем нести приблизительно половину стоимости».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики