Телеобзор: Мазохизм по-казахстански

Маргарита Бочарова, Vласть

Иллюстрация Жанары Каримовой

В минувшее воскресенье в эфире КТК сошлись два тяжеловеса – мэтр отечественной журналистики Артур Платонов и глава Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов. В «Слугах народа» эти двое встречались уже дважды, и в этот раз собеседники вынесли окончательный вердикт казахстанскому обществу.

Первый раз Келимбетов оказался гостем программы в феврале прошлого года, сразу после нежданно-негаданной девальвации национальной валюты. Почти десять минут Кайрат Нематович подробно и местами путано рассказывал ведущему о причинах состоявшейся корректировки тенге. Тогда же он признался, что «первый звоночек» прозвучал еще в июне-августе 2013 года, когда российский рубль пошатнулся настолько, что это стоило Казахстану около 3 млрд. долларов. В феврале же страна подошла к «порогу безопасности», сообщил Келимбетов – это, как он объяснил ранее, означает, что «не хватает резервов на более чем три месяца импорта». После глава Нацбанка, предвосхищая вопрос ведущего, принялся объяснять, почему правительство предпочло одномоментную девальвацию «ползучей». Оказалось, что таким образом Национальный банк позаботился о психологическом здоровье нации.

Для телезрителей, необремененных экономическим образованием, Келимбетов также нашел нужные слова: «Вот вы примерно знаете, когда у вас заболит зуб, да? Уже с опытом жизненным, да? И вот, например, завтра или послезавтра если вы не сходите, то он у вас точно будет очень сильно болеть. Вы уже знаете, что уже на пороге. Это не так, что вы на профилактический осмотр пошли, и все спокойно. Вот это приблизительно было то же состояние».

Спустя год после того, как зуб все-таки был вырван, Келимбетов снова оказался в кресле напротив Платонова. В этот раз главный банкир страны отнюдь не оправдывался, а разбирался в психологических особенностях казахстанцев. «Получается, что есть такая институциональная память у населения, что если что-то там происходит, то вроде как должна быть девальвация. Но если раньше она у нас была раз в 10 лет, раз в 5 лет, то теперь возникли ожидания, что это должно происходить чуть ли не ежегодно. Это очень сложный вопрос», - заявил гость программы. И спустя некоторое время произнес волшебную формулу, ради которой, вероятно, и затевалась беседа: «Не будет одномоментной, не будет шоковой, не будет глубокой».

Не прошло и полугода, как съемочная группа КТК вновь посетила главу Национального банка. С какой целью это было сделано, откровенно говоря, непонятно. Особенно если учесть, что вопросы ведущего повторялись почти в точности. Правда, в этот раз собеседники пришли к выводу, что казахстанцы стали вести себя как мазохисты. Строго говоря, это суждение принадлежит Платонову, но Келимбетов спорить не стал и также отметил эту «очень интересную и противоречивую» тенденцию.

«Как показала реакция рынка и населения, такая политика себя исчерпала, поскольку сама начала продуцировать определенные спекулятивные ожидания. И даже какого-то рода потребность в стремлении убедить Национальный банк ослабить по тому или иному поводу...», - высказался гость программы о политике ступенчатых корректировок тенге, которая традиционно проводилась в Казахстане. «Такой мазохизм своеобразный, да? То ругали, а теперь просят», - поддакивал ему ведущий.

Дальше выяснилось, что отныне Национальный Банк будет отвечать не только за проведение денежно-кредитной политики, но и за ментальность казахстанцев. Келимбетов поспешил заметить, что в России, например, «население уже перестало участвовать в ежедневных спекуляциях», потому что на протяжении последних пяти-семи лет правительство проводило политику дедоллоризации. Именно это в среднесрочной перспективе (излюбленное выражение руководителя Национального банка) и предстоит пережить склонным к спекулятивным атакам казахстанцам. По его словам, республика обязательно рано или поздно перейдет «к новой культуре работы с деньгами, к новой налоговой культуре, к новой культуре платежей».

При этом склонность к спекуляциям – не единственная слабость казахстанцев. Финансовая грамотность у наших людей тоже хромает, убежден Платонов. «Когда людям, слабо сведующим в экономических нюансах, начинают морочить голову, говорят, что вот такой курс, относительно низкий, без девальвационных скачков – это следствие того, что тратят огромные золотовалютные резервы. Это ерунда на самом деле, да?», - решил внести ясность ведущий. «Да», - коротко ответил Келимбетов.

Несмотря на все сказанное, руководителю Нацбанка по-прежнему с большим трудом удается внушить населению хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Ведущему приходилось задавать Келимбетову наводящие вопросы, однако даже они не смогли сбить с толку главного банкира страны. «То есть в ближайшей перспективе ожидать каких-то скачков ценовых или там увеличение в строительном сегменте не нужно? Никаких предпосылок к этому не должно быть?», - спросил Платонов. «Предпосылок объективных в текущих условиях даже не таких высоких цен на нефть и в текущей ситуации, мы считаем, нет, но это не значит, что мы будем стоять на месте, что не будет каких-то плавных изменений», - только и смог ответить ему Келимбетов.

Платонов продолжал настаивать: «Никаких неожиданностей в финансовой сфере больше не должно быть...». «Никаких неожиданностей в финансовой сфере мы постараемся не допустить», - вторил ему его собеседник.

Едва ли такие слова смогут возродить доверие населения к действиям Национального банка, однако упорству Платонова сделать это можно только позавидовать. Изо всех сил журналист пытался найти нечто оптимистичное в длинных, наполненных финансовыми терминами, ответах Келимбетова. Вероятно, тот факт, что Платонов встречается с главой Национального банка второй раз за полугодие, говорит о том, что телеаудитория все же не до конца прониклась его харизмой.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики