Пархат Юсупжанов, правозащитник, президент «Молодежной организации людей с ограниченными возможностями «Жiгер»
Монтиан Бунтан не мог поступить в университет, потому что он был первым незрячим человеком, подавшим документы на обучение в вузе. Ему пришлось согласиться на унизительный ультиматум ректората: одна «четвёрка» - и ты уйдешь из университета. Но вопреки всему Монтиан Бунтан закончил университ. Сделал он это за четыре с половиной года вместо пяти положенных. После этого он поступил на учёбу в США и получил там степень.
Сегодня этот человек является первым незрячим сенатором Тайланда, возглавляет Тайландскую Асоциацию незрячих (TAB), он активно участвовал в разработке Конвенции ООН о Правах Инвалидов, является членом соответствующего Комитета ООН.
Но сегодня Бунтан вспоминает, какой ценой ему далась собственная история успеха:
«Когда я учился в университете в Тайланде, мне приходилось днём и ночью заниматься, чтобы не отстать от своих однокурсников, в то время как они наслаждались беззаботной студенческой жизнью. А в США я получал полноценный доступ к образованию и уже сам смог наслаждаться всеми радостями студенческой жизни».
Об этом сенатор рассказал мне, когда мы встречались с ним в Малайзии на Первом Азиатско-Тихоокеанском Саммите Молодёжи с нарушением зрения.
Такие истории кажутся особенно вдохновляющими, когда ты занимаешься этой проблемой не первый год и пытаешься систематизировать весь опыт и исследовательские выводы, опираясь на факты.
В феврале прошлого года Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о Правах Инвалидов, согласно которой студенты с инвалидностью должны иметь возможность получать высшее образование наравне с остальными.
Группа правозащитников, в которой я состою, исследует тему реализации права на доступ к высшему образованию для лиц с ограниченными возможностями в Казахстане не первый год. В последний раз мы провели замеры в период с февраля по сентябрь 2015 года - важный период, начавшийся после ратификации нашей страной Конвенции ООН о Правах Инвалидов.
Первое, с чего мы начали – изучение соответствующих законов. И первое же, что мы увидели – они не гарантируют прав на высшее образование людям с ограниченными возможностями. В законах и подзаконных актах не прописаны нормы по созданию необходимых условий во время поступления в вуз , учёбы, сдачи тестов и экзаменов и прохождения производственной практики. Казахстанское законодательство не требует от высших учебных заведений принимать студентов с инвалидностью любой категории, обеспечивать их соответствующими условиями; и никакой административной ответственности за дискриминацию лиц с инвалидностью администрация вузов не несет. И это, пожалуй, самое главное расхождение с уже упомянутой нами ратифицированной Казахстаном конвенции ООН о правах инвалидов.
После мы изучили инфраструктуру вузов на доступность для тех инвалидов, которые все-таки поступают в высшие учебные заведения. Оказалось, что даже в Алматы – одном из главных мегаполисов страны ее попросту нет. Нет доступа к образовательным программам для лиц с инвалидностью по зрению и слуху. Лишь некоторые университеты вводят специальные гранты на обучение студентов с ограниченными возможностями. Но даже получив его, студент не сможет полноценно учиться. В единственном вузе Казахстана существует центр поддержки студентов с инвалидностью, да и тот был создан по нашей инициативе.
В остальных вуза по-прежнему практикуется так называемый медицинский подход, когда «особенных» студентов освобождают от посещения уроков физкультуры и прохождения производственной практики, оказывают материальную помощь и занижают требования по сдаче того или иного предмета.
В-третьих, по данным предоставленным акиматом города Алматы, более трети лиц с ограниченными возможностями в южной столице нуждаются в получении высшего образования и одновременно считают его недоступным. И только 10% лиц с ограниченными возможностями могут получать высшее образования, испытывая те или иные подспудные проблемы. Например, преподаватели не учитывают специфику заболеваний студентов и, намеренно или нет принуждают их приспосабливаться к неестественным условиям обучения. Но согласно конвенции о правах инвалидов и лучшим зарубежным практикам общество (а в нашем случае – преподаватели и другие студенты) должно приспособиться к нуждам лиц с инвалидностью и убрать искусственно воздвигнутые им барьеры.
Председатель Совета Бюро, эксперт-консультант Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис считает, что решить эти проблемы можно и решать их необходимо уже сейчас: «Необходимо разработать антидискриминационное законодательство в области инвалидности с целью постепенно искоренить явную и скрытую дискриминацию лиц с инвалидностью в том числе и при получении ими высшего образования. Нужно также учесть требования статьи 24 Конвенции ООН о правах инвалидов при составлении статей закона «о недискриминации в области инвалидности», связанных с получением образования лицами с инвалидностью», - говорит он.
По его словам, необходимо внести дополнения в закон Республики Казахстан «Об образовании» с целью прописать административные меры для ВУЗов, осуществляющих дискриминацию лиц с инвалидностью. Меры должны включать в себя как штрафы, так и лишение лицензии».
И самое главное - Жовтис уверен, что решить проблему можно вполне утилитарным путем - внести изменения в закон «Об образовании» и прописать в нем перечень «разумных приспособлений для обеспечения полноценного доступа студентам с инвалидностью к образованию».
Такими приспособлениями должны стать: перевод печатных документов в шрифт Брайля, перевод документов в укрупнённый шрифт, оцифровка документов, оснащение компьютеров программами чтения текстов с экрана, необходимы также помощники для ведения записей, переводчики жестового языка. Кроме того, в списке - модификации места учёбы, приспособления в процесе практических занятий, дополнительное время для сдачи тестов и предоставление отдельной аудитории, приспособления во время сдачи экзаменов, поддержка в прохождении производственной практики. Еще одна возможность - создать в каждом вузе центры поддержки студентов с ограниченными возможностями. Они помогут предоставлять услуги по доступу к информации через альтернативные форматы, перечисленные выше.
При этом, если у вуза нет возможностей или опыта нужно передавать часть вышеуказанных услуг общественным объединениям инвалидов, которые имеют в данной сфере необходимую квалификацию и экспертизу. И это все, не считая социальных кампаний, встреч и организаций диалоговых площадок.
Конечно, это будет трудно сделать без подготовки и соответствующих тренингов администрации вузов. Все эти рекомендации основываются не только на мнении экспертов, лидеров организаций лиц инвалидностью, но и на глубоком анализе опыта в сфере доступа к высшему образованию зарубежных стран, таких как США, Япония и Малайзия. В этих странах студенты с инвалидностью получают полноценный доступ к образованию и могут после получения диплома по-настоящему считаться специалистами, обладающими базовыми знаниями выпускника ВУЗа.
У нас же в Казахстане некоторые студенты с инвалидностью, окончившие юридический факультет ВУЗа, проходившие практику под моим началом, не могли даже составить договор об оказании услуг без ошибок. Это говорит о глубокой системной проблеме, которую нужно решать прямо сейчас.
Наверное, многие не понимают. «Зачем выбрасывать миллионы на то, чтобы инвалиды получили работу?» - спросите вы. И в чем-то будете правы – ведь даже здоровые студенты не всегда могут похвастать качеством образования. Тем не менее, «миллионы», потраченные на улучшение доступа к высшему образованию для лиц с инвалидностью сейчас, сэкономят казне немало средств в ближайшем будущем. Студенты с ограниченными возможностями смогут воспользоваться своим правом на получение высшего образования и найти работу в будущем. Кроме того, в Казахстане будет создана возможность для студентов с инвалидностью вносить полноценный вклад в развитие своей страны после окончания ВУЗа.
Это, в конце концов, уменьшит социальную нагрузку государства и увеличит его экономический потенциал и конкурентоспособность. А ведь именно к этому мы и стремимся согласно многочисленным стратегиям и декларациям. Так почему же не внедрить опыт, который многие государства с разной степенью успешности прошли на том или ином отрезке своей истории?