Современное телевидение - и даже, благо, казахстанское - уже давно нельзя представить себе без активного участия зрителей в процессе создания и собственно поглощения контента. При этом каждый телеканал самостоятельно выбирает тот метод организации связи с аудиторией, который потенциально несет в себе больше возможностей привязать конкретно взятого человека к конкретной кнопке на пульте. Отечественные каналы день ото дня совершенствуются в этом нелегком деле и, надо признать, некоторым из них оригинальности не занимать.
Например, круглосуточный новостной канал «24 KZ» как-то раз, в феврале, объявил незатейливый, на первый взгляд, «конкурс дня». Посетителям сайта всего-то нужно было прочитывать все публикующиеся новости и зорким глазом выискивать в текстах выделенные жирным шрифтом и курсивом буквы. Найти предлагалось всего то 13 букв, составить из них слово и выслать на указанную электронную почту, предварительно приведя к каждой букве ссылку на новость, в которой она была обнаружена. Дотошный зритель, у которого не возникнет проблем с заданием (и со зрением), должен был получить в награду за усердие монопод. Сообщение о конкурсе заинтересовало не более 300 посетителей сайта.
Но у телеканала всегда при себе другой способ возбудить общественный интерес - «Народный репортаж». В феврале в эфире канала показали два видео, которые, если верить условиям рубрики, были присланы в редакцию рядовыми телезрителями. На одном из них рыжий кот везет по снегу свою хозяйку на лыжах. Хозяйка при этом изъясняется на трудноопределимом языке и выглядит как довольная жительница одной из скандинавских стран. Героем другого видео стала лиса (животное, к слову, тоже не очень похоже на обитательницу отечественных степей), которая ошибочно приняла белое одеяло за снег. Какие такие зрители присылают на канал популярные видео из YouTube, выдавая их за собственные, остается только гадать.
Зато не возникает никаких сомнений в «народных репортажах» Первого канала «Евразия». У поклонников канала есть, как минимум, три прекрасные возможности увидеть себя на голубом экране: прислать собственный репортаж «о жизни вокруг», став «случайным корреспондентом»; видео с признанием в любви к какой-нибудь программе «Евразии»; или видео с аргументами о том, почему так важно прийти на выборы и выполнить свой гражданский долг, отдав голос за партию или кандидата.
В акции, посвященной грядущим выборам, зрители «Евразии» участвуют охотно. Вот наша соотечественница Индира, которая учится в Женеве, утверждает, что «обязана поддержать свою страну в этот ответственный день». Вот девочка Катя объясняет, что если вы голосуете за партию власти, это значит, что «вы довольны всем», а если за другую партию – то «вы чем-то недовольны в настоящее время и в будущем». Вот ученики Мичуринской средней школы Костанайской области «хорошо понимают», что их будущее зависит от родителей, которые пойдут или не пойдут на выборы. А вот Николай из Северо-Казахстанской области с листом текста перед собой торжественно вещает: «Именно ты должен пойти на выборы и проголосовать за будущее нашей страны и доказать всему миру, что мы действительно огромная великая межнациональная семья!»
Таким образом, «Евразия» настаивает на том, что оказаться в эфире этого канала - само по себе событие, достойное высоких похвал. Однако есть на нашем телевидении и другая категория каналов, которые предпочитают одаривать зрителей не абстрактной популярностью, а вполне себе материальными призами. К таким, например, относится «Седьмой канал», совсем недавно обновивший свое внешнее оформление. В честь этого радостного события канал объявил конкурс с тремя призами по 100 тысяч тенге. Зрителям предстоит задаться вопросом, что значит «Хорошо вместе» (новый слоган канала) и выложить в одну из социальных сетей селфи с семьей, друзьями или командой. А прежде чем сфотографироваться, этим товарищам необходимо обязательно вооружиться распечатанным новым логотипом «Седьмого канала» «с плавными формами и насыщенными цветами».
Сделав селфи, наши азартные зрители с удовольствием поучаствуют в конкурсах телеканала «Казахстан». Недавно национальный телеканал объявил «конкурс на лучшего исполнителя кюй среди всех областей страны». Поучаствовать в нем может кто угодно, более или менее сносно играющий на домбре. Тематика музыкальных произведений ограничена лишь фантазией авторов. Трех самых талантливых канал обещает одарить 300 тысячами тенге (и возможностью выступить в эфире телеканала), планшетом и мобильным телефоном.
Ну а если с домброй отношения не сложились, канал предлагает поучаствовать в конкурсе «Наурыз тилек!», с помощью которого «каждый казахстанец имеет возможность поздравить своих родных и близких, а вместе с ними всю страну, поделившись своими теплыми пожеланиями». В обмен на теплые пожелания канал предлагает сотовый телефон, планшет и электронную книгу. Конкурс рассчитывали завершить к 1 марта, но, вероятно, желающих поделиться своими пожеланиями нашлось чрезвычайно мало, поэтому акцию благоразумно продлили до 1 апреля. А на постер, посвященный конкурсу, поместили собственно телефон, планшет и книгу. Для наглядности, так сказать.
«Хабар» же предпочитает поощрять зрителей, чтобы те не прошли мимо премьер канала. К примеру, в преддверии показа сериала «Зауре» для аудитории провели конкурс под названием «Ужин для Золушки». Случайным образом сказочной «бедняжкой» была выбрана студентка медицинского университета Ануара, которой посчастливилось отобедать с исполнителем одной из главных ролей в сериале Жандосом Айбасовым. А позавчера подвели итоги конкурса, который был призван привлечь внимание к трансляции с церемонии награждения «Оскар». Участникам предложили угадать, какой фильм удостоится награды в качестве «лучшего фильма года». Специальный приз от Хабара так и не получили те, кто ставил на «Выжившего». Впрочем, как и сам фильм, не удостоившийся награды от киноакадемии.