Депутаты вновь вносят поправки в закон «О дорожном движении»

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Несмотря на то, что последний новый закон «О дорожном движении» вступил в силу всего полтора года назад (с первого января 2015 года), депутаты уже инициировали и вносят в него 60 поправок. Как считают в МВД, поправки спорные, и правительство с ними несогласно. Народные избранники требуют снижения штрафов, а то и вовсе отмены ряда норм, в МВД, напротив, заверяют, что повышение штрафов положительно сказывается на снижении нарушений среди населения. Общий консенсус пытались найти стороны сегодня в ходе рабочей группы в мажилисе по рассмотрению предложенных поправок, однако договориться так и не смогли.

Стоит отметить, что действующий закон «О дорожном движении» вызвал немало нареканий среди водителей, а после народного гнева, и целого ряда возмущений среди принявших его депутатов. Среди скандальных норм тогда оказались обязательно включенные фары при управлении автомобилем, а также использование автокресел для детей с рождения, цена на которые, к слову, резко выросла в разы. С людьми поговорили, объяснили, и нормы все-таки прижились среди населения. И вот полтора года спустя, депутаты заговорили о новых поправках, правда, большая часть из них направлена на гуманизацию.

«Работа над законопроектом о дорожном движении, инициированном группой депутатов, была начата в апреле 2015 года. Сегодня по проекту депутатами внесено 60 поправок к действующему законодательству, большинство из которых касаются непосредственно закона «О дорожном движении», а также Кодекса об административных правонарушениях», - сообщил руководитель рабочей группы, депутат Канат Мусин.

На первом заседании рабочей групп было предложено рассмотреть всего 15 поправок и первым слово взял депутат Мухтар Тиникеев.

«Данный законопроект вызывает очень большую негативную реакцию со стороны автолюбителей, - начал Мухтар Бакирович. - За последние 15 лет размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз, в то время как доходы населения – в семь. С 2001 года размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз с 15 до 396 тысяч тенге. Притом, среднемесячная заработная плата повысилась в семь раз с 17 до 124 тысяч тенге. Месячный расчетный показатель у нас с каждым годом увеличивается, а зарплаты не успевают за этим. Мы с вами выезжали в Алматы, когда мы подняли сотрудников ГАИ по поводу исполнения выписанных штрафов. На что сотрудник ГАИ сказал, что у нас всего лишь 50 человек работает в отделе, мы не справляемся. Я говорю, а сколько на дорогах? А на дорогах – полторы тысячи».

По его данным, сегодня имеется 828 899 документов на сумму 16 млрд тенге, а исполнено в полном объеме 210 237 документов на сумму 3,8 млрд тенге.

«Вопрос: для чего штрафуют сотрудники полиции, если исполнять некому? Это значит, что 829 тысяч граждан подверглись штрафу со стороны сотрудников полиции, не считая тех людей, которые разводили за мзду. Через год эти штрафы аннулируются, но злость и недовольство останется. Когда министр МВД заявляет что идет снижение правонарушений - идет не снижение правонарушений, это просто развод на месте», - заявил депутат.

Решить проблему с недовольным населением мажилисмен предлагает гуманизацией. Например, по статье 590 за управление транспортным средством с нечитаемыми номерами он предлагает снизить штраф с пяти до трех месячных расчетных показателей.

«В дождливую погоду водитель проезжает, у него через 100 метров знак будет нечитаемым. И что он должен заплатить за упущение коммунальных служб штраф в 5 МРП? Я считаю, что это нонсенс. Поэтому я предлагаю снизить в данном случае размер штрафа или вообще его исключить», - объяснил свое предложение Тиникеев.

Также депутат считает, что можно разрешить водителям не пользоваться ремнями безопасности в жилых зонах и во дворах, и снизить штраф также с пяти до трех МРП.

Предлагает депутат и изменить норму по обязательному включению фар.

«Ну, сколько уже приходило жалоб по поводу этих фар. В городской зоне, я думаю, что не обязательно включать фары. За городом – да, необходимо оставить это требование. Но в городе, у нас, в основном, более 60% автомобилей – устаревшие, лампочки горят как семечки, многие старики просто не могут позволить себе эти лампочки. И из-за старой системы проводок может произойти самовозгорание», - подчеркнул Тиникеев.

Вице министр внутренних дел Рашит Жакупов не согласен с депутатом. По его мнению, именно благодаря ужесточению наказания за нарушение ПДД, МВД может говорить о стабильном снижении и всех дорожно-транспортных происшествий, а также количества погибших и раненных лиц.

«За восемь месяцев аварийность снизилась на 3,1% и достигла 11 553 случаев на сегодняшний день. МВД РК считает, что ужесточение наказания все-таки повысило ответственность участников дорожного движения. И в целом скажется по итогам 2016 года», - заявил он.

«Уважаемый вице-министр, - тут же в ответ начал возмущать Тиникеев. - 828 тысяч 899 выписанных штрафов! На 16 миллиардов. Исполнено в полном объеме 210 тысяч на 3,8 млрд. Кто на 13 млрд? Давайте тогда повесим на ваше министерство эти 13 млрд. или вообще у меня есть предложение – совсем уберем сотрудников ГАИ, оставим меньшую часть, и пусть стоят фото-видео фиксаторы, с которыми нельзя договориться. Оставим 10% вашей службы. Вы же защищаете их. Вы дали право местной полицейской службе с жезлами стоять. Сейчас во дворах никто не ловит преступников, все во дворах стоят! Еду я в кировском районе в Пришахтинске в Караганде, через каждые 20 метров стоят! Перед обедом особенно. Кушать хотят. Сначала наведите порядок на дорогах. Вы говорите аварийность. А с чего она? Едет человек, яму объезжает и встречной машине в лоб попадает! Потому что дороги не в порядке. Наведите порядок по лежащим полицейским. А говорите, что заслуги есть от увеличения штрафов!».

Представитель МВД тут же обиделся, и попросил депутата быть корректным в отношении сотрудников правоохранительных органов.

«Министерство внутренних дел не скрывало и не скрывает, что те сотрудники, которые нарушают, и которые ставят своей целью нажиться на служебных обязанностях, это все порицается и выявляется самим министерством. И эти сотрудники привлекаются к ответственности. Я бы попросил не распространять это на всю систему, на всех сотрудников органов внутренних дел, что наши сотрудники спят и видят, как заниматься поборами с участников дорожного движения», - с обидой в голосе сказал Жакупов.

Депутат не успокаивался: «Вы говорите про нечитаемые номера, что специально пленку наклеивают. Из тысячи может один наклеит, а все страдать должны что ли? Я пока из Астаны до Караганды пока доеду, у меня ничего не читаемое, цвет машины нечитаемый. И кто виноват в этом?».

Тут уже не сдержался председатель комитета административной полиции МВД РК Игорь Лепеха.

«Я хотел бы внести ясность, у нас уже более трех лет нет такого понятия, как гаишники, на сегодняшний день у нас есть понятие дорожно-патрульная полиция…. При этом только 30% личного состава у нас работает по расстановке, по выявлению нарушений ПДД остальные занимаются охраной общественного порядка», - вступился он за коллег.

Препирания остановил руководитель рабочей группы, который несколько раз пытался вмешаться в диалог, и на третий раз ему это удалось. Мусин попросил быть более сдержанными и вернуться к теме заседания. Слово предоставили председателю совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности Евгению Жовтису. Он привел ряд аргументов в пользу предложенных депутатами поправок.

«Понимаете, и закон «О дорожном движении», и Уголовный кодекс, и Кодекс об административных правонарушениях, и еще целый ряд законов, связанных со знаками, дорогами – все имеют одну цель – обеспечить безопасность. Не собирать штрафы, пополнять бюджет, а обеспечить безопасность, - обратился он к присутствующим. - Является ли размер штрафов эффективным средством обеспечения безопасности? Нет. Для тех, кто богат – не проблема ни 3, ни 5, ни 7 ни 10 МРП штрафа. Даже больше скажу, за 2,5 года моего пребывания в известных местах в Усть-Каменогорске, я не видел ни одного богатого человека в зоне. Ни один не отбывал наказание за ДТП. Даже среднего достатка. Либо разводят, либо еще что-то».

Он отметил, что для бедных людей даже три МДП шрафа – это много. И ключевым опросом сегодня должен стать вопрос безнаказнности.

«У меня предложение думать о том, посмотреть какие штрафы достаточны, но они не являются превенционной мерой, поверьте. Человек, который совершает нарушение, он не сильно думает, это будет 5 или 3 МРП, он думает, что он не попадется. Поэтому вопрос не в размере. Размеры нужно просто делать разумными. Вопрос в том, что вся линия законодательства должна быть направлена на ликвидацию безнаказанности, обеспечения четкого единого применения, на устранение коррупции и на обеспечении ясности этих правил, чтобы все было в них предусмотрено. Тогда вопрос безопасности будет более решаем, чем надежда на то, что чем больше мы ужесточим, тем меньше будут совершать. К сожалению, это не работает», - констатировал он.

Еще одно нововведение предложил Ерсултан Бектурганов. Точнее, он предложил полностью отменить, введенную полтора года назад норму, по включенным фарам.

«Считаю необходимым исключить норму, обязывающую водителей ездить со включенными фарами в городах и населенных пунктах, где скорость движения ограничена до 60 км в час. Практика показывает, что включенные фары нам не дают особой безопасности. Ежедневно в Алматы и других городах количество ДТП не снижается, а увеличивается. Кроме того, по мнению экспертов, при включенных фарах только в городе Алматы вредные выбросы загрязнения в экологию составляют более 1000 тонн в год. Постоянно включенные фары практикуется в Европейских странах, в стране туманного Альбиона, где более 300 дней туманы и облачно. В нашей стране, где более 300 дней солнечно, есть ли необходимость применять данный опыт?», - заявил он.

А вот депутат Омархан Оксикбаев, напротив, предложил норму ужесточения. К запрету использования за рулем мобильные телефоны и средства связи, народный избранник предлагает запретить водителям курить во время управления транспортным средством.

«Когда водитель отвлекается, чтобы закурить, он снижает уровня внимания, замедляется реакция. В ходе процесса курения, возможно, сигарета может упасть, и сам процесс курения оказывает определенное воздействие на мозг. Мы ввели запрет на разговоры по телефону, а это еще хуже, чем разговоры по телефону, потому что двойное отвлечение», - пояснил он свою позицию.

Тут уже за водителей вступился юрист известный юрист Сергей Уткин. Он предложил тогда и вовсе запретить водителям есть и пить за рулем.

«Надо тогда есть, пить запретить, некоторые даже сексом занимаются во время движения. То есть куча запретов наводить, но наверно в этом нет смысла. Водителю и так запрещается отвлекаться, в принципе, он должен соблюдать ПДД. Если мы этими запретами его обложим, при нашем уровне коррумпированности полицейских, к сожалению, будет в другую сторону играть», - заявил он.

Впрочем, обсуждения законопроекта только начинаются. Впереди у депутатов встречи с госорганами и 45 не озвученных поправок, а соответственно, и новых споров, которые продолжатся и после принятия законопроекта.

Свежее из этой рубрики