На неделе КТК представил новый проект, который едва ли нацелен на самую широкую аудиторию – документальные фильмы традиционно проигрывают тем же докудрамам. Однако в этот раз премьерный выпуск получился настолько качественным, что даже сценарист кинофильма «Место встречи изменить нельзя» мог бы позавидовать казахстанскому зрителю.
Главным телесобытием минувшей недели, безусловно, стал документальный фильм КТК о «шымкентском беспределе» известного бизнесмена (над которым сейчас идет суд) Тохтара Тулешова. На канале утверждают, что рейтинг у фильма был просто «сумасшедший»: дескать, половина тех, кто был у экрана в субботу вечером, посмотрели его. Фильм, к слову, действительно было довольно сложно пропустить, если учесть, как настойчиво его рекламировали в каждом вечернем выпуске новостей на неделе. В социальных сетях фильм тоже получил свою порцию внимания - не без участия так называемых «лидеров мнения», разумеется. Один из них, например, попытался уличить КТК в вырывании слов из контекста, другой остался раздосадован отсутствием в фильме «экшена и анализа правильного». В одном только сошлись все без исключения зрители - КТК попытался сделать фильм в духе скандальных разоблачений российских НТВ или Рен ТВ. Мало кто, к слову, оценил эти усилия высоко.
Содержание фильма едва ли нуждается в детальном пересказе, искушенные в вопросах роскоши «диванные эксперты» утверждают, что нечто подобное можно снять чуть ли не о каждом казахстанском олигархе. Журналистская работа понравится зрителям, которые испытывают праведный гнев по отношению к отпрыскам отечественных богатеев и не отворачиваются брезгливо от экрана, когда демонстрируются кадры пыток над людьми. В остальном же громкая премьера - повод задуматься о развитии документального жанра на отечественном телевидении.
Такого жанра ни на телевидении, ни в стране в принципе практически нет. Документальные фильмы на актуальные темы у нас делают только три канала - «Хабар», КТК и Первый канал «Евразия». В 2014 году попытку примкнуть к этой достойной компании предпринял телеканал ТАН (сейчас ОҢ-ТВ), но все мы знаем, чем дело кончилось - фильм-сенсацию о событиях на Украине «глазами казахского журналиста» Касыма Аманжола в эфир так и не поставили, а канал сейчас и вовсе позиционирует себя как спортивный.
Такие исключения, как правило, только подтверждают правило: документальные фильмы на казахстанском телевидении (которые с удовольствием ставят в эфир, разумеется) сплошь посвящены одной единственной теме – мудрой и взвешенной государственной политике. В этом отношении документалки «Хабара» интересующимся зрителям уже, наверное, оскомину набили – что ни мероприятие, то фильм; что ни международная инициатива, то фильм; что ни громкая дата, то снова фильм.
Особняком стоят фильмы о главе государства, которые традиционно выходят раз в пару лет и обязательно с пометкой «эксклюзивно». Их, как правило, в одно и то же время транслируют сразу несколько каналов. В чем смысл этих фильмов, кажется, и сам президент не всегда понимает, но неизменно отвечает на вопросы, которые на этот раз взбрели в голову журналиста.
Но на этой неделе отечественное телевидение, очень хочется верить, продвинулось еще на шажок на пути к качественной документалистике – тот же КТК представил на суд зрителей новый «документальный ретро-детектив». Проект под названием «Было дело» отныне станет частью информационно-публицистической линейки канала и, вероятнее всего, будет выходить каждую неделю по вторникам после вечернего выпуска новостей.
40-минутный фильм смотрится на одном дыхании: располагающий к себе ведущий с бархатистым голосом, качественная реконструкция событий 30-летней давности, приятно удивляющее внимание к деталям той эпохи. Да, авторы фильма то и дело отступают от главной истории, чтобы познакомить зрителей с обстоятельствами того времени (речь о 1987 годе). В какой-то момент на экране даже появляется обнаженная грудь Сильвии Кристель, актрисы, которая сыграла роль Эманнуэль в одноименном порнофильме 1974 года. Такими нехитрыми способами создатели фильма переносили зрителей в то время, когда целыми компаниями жители советского Казахстана собирались у голубых экранов.
Премьерный выпуск посвящен истории похищения в Алматы 9-летнего Тимура Сарсенова. Она примечательна тем, что в Казахской ССР случай киднепинга был зафиксирован впервые, и похитители требовали заплатить им невероятные по тем временам 15 тыс рублей. Телевизионщики профессионально раскручивают криминальную историю, то воспроизводя события тех дней, то демонстрируя свидетельства участников истории. Ведущий Виктор Ашанин то предстает перед нами укачивающим младшего брата похищенного Тимура в квартире у его родителей, то переносится в современность, медленно прогуливаясь возле Детского мира или на Медео.
В завершении фильма его создатели и вовсе посягают на кинематографическую славу. Ашанин припоминает, что после описанных в фильме событий в Алматы приехал Аркадий Вайнер, сценарист популярного советского многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя». «Прославленный писатель лично пообщался с Тимуром и следователями и затем по мотивам этой истории написал киноповесть «Нелюдь». Впрочем, этот фильм так и не был снят, но, может, это и к лучшему, ведь сам Тимур редко вспоминает историю 30-летней давности...», - отмечает ведущий.
И все же фильм оставляет приятное послевкусие. Да, даже российские телеканалы уже давно освоили такую вот ретро-документалистику, но счастье, что и отечественный зритель теперь может наслаждаться историями из прошлого. Из своего собственного прошлого. До этого момента документальный жанр на нашем телевидении отчаянно нуждался в каких-то значимых поводах – будь то очередной день рождения столицы или суд на человеком, якобы пожелавшим стать вице-президентом республики. Остается надеяться, что отныне качественная документалистика сама все чаще будет становится поводом для разговоров. И для гордости, конечно.