Есть на свете вечные для ток-шоу темы, а на казахстанском телевидении теперь есть и вечные для ток-шоу спикеры. На минувшей неделе «Хабар» презентовал свое новое разговорное шоу, ведущей которого стала Майя Бекбаева, а главным «гвоздем» - давний ценитель женских округлостей и знаток мужского порицания - Талгат «Уятмен»Шолтаев.
«Давайте говорить» - так незатейливо названо новое общественно-социальное ток-шоу на «Хабаре», на которое руководство телеканала возлагает, очевидно, большущие надежды. Во вторник в разгар прайм-тайма на экране появилась всегда чудесно выглядящая Майя Бекбаева и своим бархатистым голосом сообщила зрителям, что ближайшие 35 минут будут посвящены обсуждению одной из самых модных нынче тем - бытового насилия. Это самое насилие, кажется, обсудили вдоль и поперек уже на всех каналах, где есть хоть какое-то подобие ток-шоу, а вот теперь и государственный канал решил заявить, что говорить об этом не стыдно.
Правильно, стыдиться стоит совсем другого. Например, того, что твои спикеры приходят на программу с толстенькими папочками, призванными, вероятно, выручить их в трудной ситуации. На одном диване с папочками восседали, к слову, начальник комитета административной полиции МВД Алексей Милюк и старший помощник Генерального прокурора Салтанат Турсынбекова. К ним же чуть позже присоединилась депутат мажилиса Айгуль Соловьева, которая ранее на своем диване тоже соседствовала с какими-то листочками. Причастность этой макулатуры к обсуждению выявить так и не удалось, хотя ее владельцы честь своих начальников не посрамили.
Представитель внутренних органов заявил, что принятый семь лет назад закон «О профилактике бытового насилия» создал «эффективные рычаги профилактики этого социального явления». И ничего, что практически в метре от него в этот самый момент сидела женщина, которая испытывала на себе удары своего темпераментного мужа на протяжении почти 10 лет, не обращаясь при этом к полицейским. Ведущая решила вызволить спикера из плена его должностных инструкций и обратилась к нему по-человечески: «Вы, как мужчина, насколько чувствуете сейчас ситуацию? Насколько она кризисная?». Не чувствуя подвоха, Милюк вновь обратился к разъяснению полномочий его коллег: «У нас имеется право выписывать защитные предписания и ограничивать контакт сторон». Чуть позже выяснилось, правда, что контакт можно по закону ограничить всего на три часа, но свою миссию начальник комитета какой-то там полиции выполнил. Мысль до битых женщин донес.
Противопоставить жертвам домашних тиранов решили человека, не терпящего обнаженных женских скульптур, в миру известного как «Уятмен». Как только Талгат Шолтаев присел на диван, сразу же выпалил в ответ на вопрос ведущей то, ради чего редакторы ток-шоу и пригласили его: «Если женщина открывает часть своего тела, она напрашивается сама на неуважение». Айгуль Соловьева незамедлительно поинтересовалась у него, а «все ли мы люди, или мы в зоопарке». Шолтаев, в свою очередь, привел в пример не по годам взрослых школьниц, вышагивающих в школу в «сеточных» колготках: «Ну это же вообще уже! Кто это надевает?». Соловьевой вновь пришлось вступаться за женщин, пока ведущая Майя Бекбаева хитро улыбалась, вероятно, очень довольная ходом дискуссии.
И что бы вы думали? Одиозному спикеру все же удалось убедить женщин в студии, что и им нужно следить за собой, и они способны оказывать как психологическое, так и экономическое давление на собственного мужа. А мажилисвумен, рьяно отстаивающая мнение о том, что не в зоопарке живем, в конце концов, заявила: «Когда говорят: «Закрывай рот!», это по логике говорит о том, что он открывался». Высказывание было адресовано последней героине программы, которая рассказала о том, как ее муж проявляет агрессию, как к ней, так и к ее детям, и использует при этом именно такие формулировки. Студия в ответ весело рассмеялась, на лицах жертв домашнего насилия появилась улыбка, и стало казаться, что депутат вот-вот сорвет овации всего зрительного зала.
Именно в этот момент стала очевидна картонность и наигранность того, что происходило на экране. Женщина, которая 10 лет терпела побои мужа, прекрасно поняла, что имеет в виду Соловьева. Женщина, вышедшая в студию в солнцезащитных очках и напустившая себе на лицо прядь волос, чтобы ее не узнали, улыбалась, потому что сказанное попало в точку. Ей же все участники ток-шоу дружно посоветовали «не рубить сплеча» (хотя в первой части программы хрестоматийно утверждали: поднял руку первый раз - беги без оглядки). Она сделала все по учебнику: ушла от мужа в тот же день, когда испытала на себе его агрессию. Пришла на «Хабар» и услышала: «Аделина сидит дома, она не развивается. Если бы она была компетентна в каких-то вопросах бизнеса, у них были бы какие-то разговоры. Тогда она была бы ему интересна, и он бы не говорил ей: «Заткнись!», - вещала представительница некоего женского движения. Тут, как видите, никакой «Уятмен» с вульгарными колготками уже не нужен, феминизм в стране тоже, оказывается, горазд платками женщин накрывать. За некомпетентность.
Создателей очередного ток-шоу в недостатке профессионализма не упрекнешь, нет. Столкновение героев умело срежиссировано, законы драматургии соблюдены, ведущая располагает к себе с каждым новым словом, а белые диваны идеально оттеняют достоинства спикеров. Кажется, все сделано для того, чтобы вписать «острую» тему в эти самые мягкие диваны, чтобы речь ведущей тонко обволакивала самые неприглядные эпизоды из нашей с вами реальности, чтобы яркий студийный свет делал невидимым все мелкие пороки человеческой души. Возможно, и здесь когда-нибудь кто-нибудь подерется, и здесь прозвучат оскорбления в чей-то адрес, и здесь зрители начнут выкрикивать что-то из зала, но под яркими софитами «Хабара» все это будет выглядеть так, будто «милые бранятся - только тешатся».