В 2015 году государство направило в сферу информационной политики чуть более 50 млрд тенге. В этом году – создало министерство информации и коммуникаций, и готовит поправки в информационное законодательство; а в 2017-м, согласно плану, правительство займется разработкой нового закона о средствах массовой информации. Словом, самое время поговорить о возможных последствиях. Свои рекомендации по этому поводу на площадке аналитической группы КИПР, дали эксперты – медианеджеры, журналисты и социологи.
Докторант ЕНУ им. Л. Гумилева, социолог Серик Бейсембаев заметил, что информационная политика играет все большую роль в глазах государства. «Неинформированность населения выступает универсальным объяснением многих существующих в стране проблем – начиная с экстремизма, заканчивая вопросом неэффективности госпрограмм», - сказал Бейсембаев.
Столь пристальное внимание к вопросу, по мнению эксперта, тем более удивительно с учетом упомянутых 50 млрд тенге, вложенных в информационную политику. Отдача, по всей видимости, не соответствует вложенной сумме: социологические данные от фонда «Стратегия» говорят, что, например, о «Дорожной карте занятости 2020» в малых городах «хорошо осведомленно» только 16% молодежи.
«Среди безработных молодых людей каждый второй не знает про эту программу», - сказал Бейсембаев. При этом власти сами давали понять, что незанятость молодежи – фактор, влияющий на ее увлечение радикальными идеями.
«Но политика пропаганды не дает результата, потому что она нацеленна не на установление обратной связи, а на донесение сформулированных идеологем», - добавил социолог.
Государство, по словам модератора Ерлана Смайлова, само это понимает, но все равно «сейчас мы видим, что бюрократия реагирует привычным для себя способом: совершенствуется закон, создается госорган, но вопрос не решается».
«Коммуникации призваны служить системному реальному взаимодействию государства и общества, с разработанными действенными каналами двусторонней связи, площадками, доступным языком, месседжами, содержанием, ориентацией на жизненные потребности разных аудиторий казахстанцев. Такой подход отвечает поставленным задачам по модернизации и устойчивому развитию страны, сохранению общественного согласия, соответствует потребностям общества и способствует минимизации рисков и угроз в информационной сфере. Государственная информационна политика по своей сути должна отражать и учитывать интересы граждан и гражданского сектора, в т.ч. неправительственных организаций, республиканских и региональных органов власти, государственных организаций и бизнеса», - сказано в рекомендациях от КИПРа.
Однако все это бесполезно пока государство не изменит своего отношения к СМИ. По мнению Серика Бейсембаева власти зря тратят время и деньги, заваливая прессу госзаказами.
«Поэтому-то медийная инфраструктура, которая сложилась, больше ориентированна не на эффективное информирование, а на обслуживание государства-заказчика. Около 1,5 млрд тенге выделили на госзаказ по поводу закона о противодействию терроризму. Но треть из этих средств, по сути, ушло на производство материалов, которые просто освящают действия госорганов в рамках этой программы. Основные силы уходят на неэффективные материалы. Кого мы ходим такими убедить?», - сказал социолог.
Президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова, взяв слово, отметила, что в последнее время есть позитивные изменения, но их меньше, чем негативных. Таких, например, как заказная журналистика, непрозрачность коммуникационной отрасли, когда собственники многих СМИ неизвестны, влияние российского ТВ. Лучшее, что может сделать государство в такой ситуации – это создать рыночные, конкурентные условия на медиарынке.
«СМИ должны уйти в конкурентное поле, финансироваться за счет рекламы или подписки. Пока не будет нормальных рыночных условий, ничего не поменяется», - подчеркнула Караулова.
Справедливости ради стоит заметить: шансы на то, что власти обратят внимание на мнения специалистов есть. Например, 2 ноября состоялось первое заседание рабочей группы по разработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций». В ней, в частности, приняли участие представили СМИ. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев тогда отметил, что «с самого начала разработки законопроекта министерство поставило цель обеспечить открытость и доступность его обсуждения при участии всех заинтересованных лиц».
Но пока ситуация оставляет желать лучшего: многие СМИ сидят на госзаказах, а некоторые их представители, и того хуже - под арестом.