Загрязнение атмосферы только в 2012 году стало причиной около 3 млн преждевременных смертей по всему миру
«Респираторные маски не спасут от смога» – эксперт ВОЗ
Фото Владимира Третьякова


По данным Всемирной организации здравоохранения, более 80% населения мира, проживающих в городских районах с налаженной системой контроля за качеством воздуха, подвергаются воздействию от его загрязнения. Проблема загрязнения воздуха по-прежнему остается одной из наиболее распространенных в мире. Его ключевые факторы – транспорт и использование твердых видов топлива для обогрева домов, актуальны даже в Европе, где экологическая безопасность – один из приоритетов государственной политики. Между тем, в долгосрочной перспективе проживание в загазованных городах приводит к ухудшению здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% инсультов и сердечно-сосудистых заболеваний вызваны многолетним проживанием в регионе с загрязненным воздухом, а течение респираторных заболеваний усиливается под воздействием сезонного смога.

«Удивительно, но респираторные заболевания не являются главным последствием для здоровья при оценке загрязнения воздуха. Самая большая проблема – заболевания сердечно-сосудистой системы и инсульт, – рассказывает программный менеджер Европейского центра ВОЗ по окружающей среде и охране здоровья Дорота Ярошинска. – На них, по оценкам ВОЗ, приходится 80% проблем со здоровьем, спровоцированных загрязнением воздуха. Затем следуют заболевания дыхательных путей и рак».

Доктор Ярошинска поясняет, что эти цифры – результат многолетнего воздействия загрязненного воздуха на организм человека:

«Если мы говорим о частных эпизодах, например, о зимнем смоге, когда в воздухе содержится много сульфата, кислотных газов, то тогда страдают в первую очередь дыхательные пути», – говорит менеджер проектов по исследованию взаимосвязи между заболеваниями и ухудшением экологии.

«Транспорт и сжигание угля являются основными источниками загрязнения воздуха. В этом контексте, борьба с загрязнением включает в себя использование автомобилей с модифицированным двигателем, организация транспортного потока, продвижение общественного транспорта и велосипедного передвижения. В отношении сжигания угля в частных домах тоже есть свои меры. Например, снабжение домов газом, использование современных фильтров, централизованных систем отопления. Новые технологии предлагают использовать возобновляемые источники энергии, которые несут меньше вреда воздуху, чем горение угля», – перечисляет эксперт механизмы борьбы с загрязняющими воздух веществами.

В Алматы – крупнейшем городе страны с высоким уровнем загрязнения, в довесок к перечисленным транспорту и частному сектору, прибавляются выбросы теплоэлектростанций. С 2013 года удалось достичь снижения общего объема выбросов стационарных источников на 5099 тонн. В то же время, по приблизительным данным, на 6 тысяч тонн выросли выбросы передвижных источников загрязнения – увеличение объема загрязнения от транспорта связано с постоянным ростом автомашин и постепенным старением автопарка. По данным департамента экологии по Алматы доля машин более 7 лет в эксплуатации составляет порядка 75%, или 403 539 единиц.

В Алматы мониторинг объемов выбросов загрязняющих веществ производится только по стационарным источникам. Точные объемы выбросов загрязняющих веществ автотранспортом и частными жилыми домами не рассчитываются. По этой причине мониторинг, проводимый «Казгидрометом» не может отражать реальное положение дел. Официальная позиция акимата Алматы опирается на данные 16 пунктов мониторинга «Казгидромета», которые замеряют «концентрацию взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, фенола и формальдегида». Уровень загрязнения, отмечается в программе, отслеживают в условных показателях, тогда как в мировой практике принято отслеживать в абсолютных показателях (мкг/м3, ppm). Однако, как отмечается в пункте, посвященном экологии программы развития Алматы до 2020 года, этих данных также недостаточно:

«Более того, текущий мониторинг загрязнения атмосферы не подразумевает измерения компонентов PM2.5 и PM10, при том, что данные компоненты влияют на возникновение онкологических заболеваний», – говорится в программе.

О том, что система мониторинга загрязнения воздуха требует пересмотра и модернизации, неоднократно говорили городские активисты. Неоднократные заявления неправительственных организаций о замерах уровня загрязнения атмосферы Алматы, власти зачастую оставляют без внимания, альтернативные замеры также не воспринимаются всерьез.

Фотография Жанары Каримовой​

Согласно данным департамента по экологии Алматы, приведенным в программе развития, в 2015 году 1370 предприятий на территории города выбросили в воздух 39,13 тысяч тонн загрязняющих веществ. Из общего числа вредных веществ, выброшенных стационарными источниками (совокупность источников загрязнения на территории предприятия), 902,6 тысячи тонн поступили на очистные сооружения, 17,6 тысяч тонн было выброшено без очистки. Всего были обезврежены 881 тысяч тонн (95,7%). При этом затраты предприятий и организаций Алматы на охрану окружающей среды в том же году 2015 году составили 4716,9 млн. тенге, что на 23,7 % меньше, чем в 2014 году.

Подавляющее большинство выбросов в атмосфере Алматы – газообразные и жидкие вещества, на них в 2015 году пришлось 84,9% от общего числа выбросов, на твердые вещества приходится 15,1%. Пытаться защитить свой организм от воздействия столько мелких частиц с помощью маски для дыхательных путей – неэффективно, обычные маски будут пропускать даже крупные частицы:

«Маски, которые часто носят люди, например, в Пекине, малоэффективны. Это привлекательно, потому что человек думает, что он себя защищает, но наиболее опасные поллютанты – это ультратонкие частицы, они проходят сквозь обычные маски. Специальные маски, которые используют работники заводов для защиты дыхательных путей, работают, но в обычной жизни они не практичны», – заключает эксперт Всемирной организации здравоохранения.

Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Loading...