5 технологий, способных сделать метрополитен Алматы лучше
Алматинский метрополитен радует горожан и гостей южной столицы уже полтора года. Ежедневный пассажиропоток, по официальным подсчетам, превышает 22 тысячи человек. Однако голоса скептиков не утихают – дорогостоящий проект не спешит себя окупать. Несмотря на это Vласть решила выяснить, какие нововведения способны приблизить алматинский метрополитен к мировым стандартам. Эти технологии уже используются в метро разных мегаполисов мира.

 

Маргарита Бочарова, Vласть

 

Алматинский метрополитен радует горожан и гостей южной столицы уже полтора года. Ежедневный пассажиропоток, по официальным подсчетам, превышает 22 тысячи человек. Однако голоса скептиков не утихают – дорогостоящий проект не спешит себя окупать. Несмотря на это Vласть решила выяснить, какие нововведения способны приблизить алматинский метрополитен  к мировым стандартам. Эти технологии уже используются в метро разных мегаполисов мира.

 

1. Технология Near Field Communication (NFC) представляет собой технологию беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая позволяет осуществлять бесконтактный обмен данными между устройствами, расположенными на расстоянии около 10 см. В метро NFC-технологии могут использоваться для оплаты стоимости проезда при помощи мобильного телефона. Для того чтобы эта система заработала, на станциях необходимо установить специальные терминалы, а пассажиров снабдить телефонами с поддержкой NFC.

 

Последнее на сегодняшний день успешно реализуется рядом компаний, среди которых Samsung, Motorola, HTC, RIM и Nokia, ведь технология NFC появилась на рынке еще в 2002 году. К сожалению, в Казахстане смартфонов, поддерживающих NFC, не так много – в продаже можно найти только около 50 моделей. Однако компания GSM Kazakhstan еще в 2011 году нашла выход из этой ситуации, предложив вживлять NFC-чипы напрямую в сим-карты, продаваемые компанией.

 

Стоит отметить, что NFC-технологии могут использоваться не только для оплаты за проезд на метро. Не так давно студенты американской школы рекламы Miami Ad School предложили использовать эту технологию для популяризации чтения среди пассажиров метрополитена. По их задумке, читатель должен иметь возможность скачать первые 10 страниц книги, находясь в метро, а выйдя из него найти на интерактивной карте ближайшую библиотеку, в которой понравившаяся книга доступна целиком.

 

2. Системы интеллектуального видеонаблюдения, устанавливаемые в метрополитене, включают в себя специализированные устройства видеоаналитики. Эти устройства настроены на работу с объемной моделью окружающей среды и учитывают не только положение объекта в пространстве, но и отслеживают его перемещение. В видеокамеры, расположенные на станциях, встраиваются высокопроизводительные процессоры видеообработки, которые с высокой точностью считывают информацию с объекта, попавшего в их поле зрения.

 

Использование подобных систем в метро позволит в автоматическом режиме выявлять людей, находящихся в розыске, сопоставляя полученное изображение с базами данных правоохранительных органов. По заявлению некоторых разработчиков, точность распознавания лиц может доходить до 80% - даже при учете старения или изменения прически. Кроме этого, «умные» видеокамеры смогут фиксировать нарушителей-безбилетников, а также граждан, чье поведение можно расценить как подозрительное.

 

Более того, интегрированная система видеонаблюдения в метро Барселоны «обнаруживает» потенциально опасные ситуации в метро – например, чрезмерное скопление людей или забытые на платформах вещи. А система видеонаблюдения Монреальского или Лондонского метрополитена при возникновении чрезвычайной ситуации оперативно передает сигналы и визуальную информацию персоналу по эксплуатации или службе безопасности метро.

 

3. Технология Worldwide Interoperability for Microwave Access (WiMAX) признана на сегодняшний день одной из самых перспективных технологий беспроводного доступа в интернет. Основное преимущество WiMAX заключается в том, что эта технология позволяет передавать данные по радиоканалу несмотря на городскую застройку, деревья и погодные условия, что делает ее чрезвычайно привлекательной для метрополитена. Собственно она и была разработана с целью обеспечения доступом в интернет пассажиров метро.

 

Всем известная технология передачи данных Wi-Fi, обладая примерно такой же скоростью, тем не менее, рассчитана на гораздо меньшие расстояния, измеряемые буквально в десятках метров. Очевидное ее преимущество состоит лишь в том, что Wi-Fi поддерживается на сегодняшний день каждым ноутбуком или мобильным телефоном, в то время как девайсы, поддерживающие WiMAX, найти пока не так просто, да и цены на них заметно отличаются от аналогов с поддержкой  Wi-Fi. Однако и это, по мнению экспертов, лишь вопрос времени.

 

В настоящее время в Казахстане технология WiMAX доступна в большинстве крупных городов Казахстана, однако к метро она пока никакого отношения не имеет. Компания «KazTransCom», например, развернула сеть беспроводного доступа в 11 городах республики. «Казахтелеком» также предлагает организацию сети широкополосного беспроводного доступа с использованием транспортной инфраструктуры Metro Ethernet.

 

4. Одной из самых популярных энергосберегающих технологий в метро является использование рекуперативной системы торможения (РСТ). Основная идея таких систем заключается в том, чтобы при помощи специальных преобразователей превращать энергию торможения поезда в такой вид энергии, который впоследствии может накапливаться, а затем использоваться для разгона и ускорения этого же транспортного средства. Однако по-прежнему распространено мнение о том, что РТС наиболее применимы для индивидуального автомобильного транспорта.

 

Такую точку зрения опровергает ряд экспертов, которые указывают на то, что при использовании РТС в метрополитене путевые потери энергии близки к нулю, а также имеется возможность с точностью определить характеристики системы, что многократно повышает ее эффективность. Более того, поезда в метро в своей конструкции уже содержат преобразователи энергии, а накопители вполне можно располагать вне поезда – например, на станциях.

 

Однако нельзя не отметить и значительную дороговизну такого нововведения. В ноябре прошлого года о внедрении такой энергосберегающей технологии заявило руководство лос-анджелесского метрополитена. Сумма сделки с энергетической компанией составила 3,6 млн. долларов. По другим данным, строительство только одной станции РТС со всей сопутствующей инфраструктурой может обойтись в 1 млн. долларов, а срок окупаемости растянуться до 10 лет.

 

5. Все современные метрополитены оснащены собственной справочно-информационной системой, которая должна отвечать нуждам любого пассажира, оказавшегося в метро. Как показывает опыт, пассажиров нередко мучают вопросы о том, как найти забытые вещи или потерянные документы, как составить оптимальный маршрут движения, и даже в каком ближайшем от станции метро кинотеатре можно посмотреть недавно состоявшуюся премьеру голливудского блокбастера.

 

Руководство метрополитена в различных странах предпочитает решать эту задачу по-своему. В Москве, например, в экспериментальном порядке на нескольких станциях установили информационные интернет-киоски с сенсорными экранами, воспользовавшись которыми пассажиры могли узнать всю интересующую их информацию: от режима работы метро до программы телепередач. В Барселоне проблему решили проще и разместили на всех станциях цифровые медиаплееры, которые сообщали пассажирам о времени прибытия и маршруте, включая время прибытия следующих пересадочных поездов на основании их географического расположения. В условиях же Алматы информирование пассажиров метрополитена приобретает особую важность, в первую очередь, с точки зрения возможности оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

 

Свежее из этой рубрики