Абстинентный синдром — бизнес недоволен нормативным регулированием оборота алкоголя

Cофья Пашкова, Астана, Vласть

Бизнес-сообщество недовольно законодательными инициативами правительства по госрегулированию производства этилового спирта и алкогольной продукции. Об этом сегодня в ходе «круглого стола», посвященного обсуждению представленного правительством в парламент пакета законодательных поправок, заявила заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Гульнар Курбанбаева.

«Есть определенные позиции, которые негативно могут сказаться и на экономике и даже на социальных последствиях. Установление минимальной производственной мощности на самом деле противоречит самой политике минимизации потребления и вообще внедрению системы здорового образа жизни», — заявила она.

Напомним, что правительством в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» предлагается установить минимальный процент использования мощности и объема производства производителями спирта и водки. В частности, предлагается установить с 2015 года такой минимальный порог на уровне 20%, с 2016 года — 30%, с 2017 года — 40%.

«С позиций закона, то мы идем на нарушение закона о частном предпринимательстве, — прямо заявила Курбанбаева. — Если только для производителей водки и этилового спирта устанавливаются определенные требования, то для всех остальных производителей иной алкогольной продукции ограничений и требований нет, что является нарушением принципа дачи предпочтения отдельным субъектам предпринимательской деятельности. Это нарушение закона «О частном предпринимательстве».

Кроме того, отметила представитель НПП, введение подобной меры противоречит и международной практике, где подобных ограничений просто не существует. «Участие государства в администрировании частного бизнеса и определение им необходимости того или иного объема мощностей, вмешательство в экономику конкретного предприятия — на наш взгляд, неправильно. Это не есть философия сегодняшнего видения государственной политики, позиций главы государства. Речь идет о минимизации вмешательства. Это наше право, предпринимателей, решать вопрос, насколько загружать свои мощности, как решать эту задачу», — подчеркнула Курбанбаева.

Однако у разработчиков — иное отношение. Вице-министр финансов Ардак Тенгебаев, отвечая на замечания представителя НПП, заметил, что установлением минимальных объемов производства планируется сократить объем теневого рынка. Он напомнил, что многие заводы, производящие алкоголь, значатся убыточными, и иронично обронил: «Не может бизнесмен десять лет работать убыточно».

Кроме того, в НПП не разделяют идеи введения ежегодного лицензионного сбора для реализаторов алкогольной продукции. Представитель Нацпалаты пояснила, что было проведено специальное исследование среди владельцев небольших магазинов, так называемых «магазинов у дома». Для них продажа алкоголя является едва ли не главным источником дохода, поскольку основной ассортимент товаров в таких магазинах относится к категории социально значимых и соответственно, цены на эти товары регулируются. Именно в надбавках на алкогольную продукцию предприниматели закладывают свои затраты — на электроэнергию, заработную плату и другие. В связи с этим НПП предлагает убрать индивидуальных предпринимателей, работающих по специальным налоговым режимам, из числа плательщиков этого сбора.

«Иначе мы будем иметь какой-то, пусть и небольшой, но серый оборот алкогольной продукции, — пояснила Курманбаева. — Мы считаем, что вполне это (введение сбора) для крупных ритейлов, для оптовых компаний. По нашему мнению, достаточно 30 МРП единовременного ежегодного сбора».

Как уже сообщалось, данный законопроект содержит три блока поправок. Так, один блок предусматривает увеличение ставок акцизов и минимальной розничной цены на алкоголь. В частности, за период с 2014 по 2016 годы, ставки акцизов увеличиваются в 3,1 раза. Соответственно, закрепляется, что в 2014 году ставка акциза — 1000 тенге на литр спирта, минимальная цена — 1120 тенге за литр.

Вводятся дополнительные ограничения по местам продажи алкогольной продукции. в списке запрещенных — здания и территории организаций здравоохранения, детские учреждения, физкульткрно-оздоровительные, спортивные, и спортивно-технические сооружения, стадионы, и автозаправочные станции.

Увеличивается и запрещенное для продали алкоголя время — предлагается ввести запрет на период с 21.00 до 12.00 следующего дня. Вице-министр финансов Ардак Тенгебаев, поясняя это предложение, заявлял: «Ограничения на продажу спиртного по времени существует во многих странах, и в большинстве исследований изменение часов открытия и дней продажи показывает, что потребление алкоголя растёт при увеличении времени работы магазинов, и падает при их уменьшении. Из этих соображений предложены указанные изменения. Изменения касаются продаж спиртных напитков только крепостью свыше 30%. При этом эти ограничения не делятся на будние и выходные дни, не распространяются на рестораны, бары и кафе».

Усиливается и ответственность за реализацию алкогольной продукции лицам до 21 года. предлагается ужесточить санкцию — в два раз увеличив размер административного штрафа (сейчас это 5 МРП).

Одновременно предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от детских учреждений и организаций образования.

Изменить предлагается и правила торговли алкоголем. Так, предложено увеличить размер лицензионного сбора для производителей, а также установить ежегодный лицензионный сбор для оптовых и розничных продавцов алкогольной продукции. Вице-министр пояснил, что сегодня в Казахстане насчитывается более 46 тысяч розничной и 1,5 тысяч оптовых субъектов продажи алкогольной продукции. По итогам 2012 года установлено, что треть субъектов, имея лицензии, вообще не реализуют алкогольную продукцию, еще у одной трети объем реализации в день составляет не более одного литра, что, на мой взгляд, далеко от действительности. Кроме того, анализ деятельности оптовых организаций показал, что из 1,5 тысяч оптовиков 241 убыточный, 359 не осуществляют оборот алкоголя ниже 5%.

«Несомненно, данная сфера требует упорядочения, и введение данной меры будет способствовать активизации числа субъектов», — отметил он.

Предлагается ужесточить и административную ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции. «Анализ нарушений в данной сфере показывает, что недобросовестный субъект данного рынка несет предусмотренную ответственность и продолжает заниматься нелегальным бизнесом, так как налагаемое взыскание несоизмеримо с полученным доходом, а соответственно, понесенная нарушителем ответственность не имеет превентивной функции, — констатировал Тенгебаев. В этой связи предлагается ужесточить административное законодательство, предусмотреть дополнительную санкцию в виде конфискации продукции, по грубым правонарушениям предусмотреть лишение лицензии».

Еще одной мерой борьбы с теневым рынком, по мнению разработчиков, станет установление минимального процента использования мощности производства. По данным минфина, сегодня 13 из 17 спиртовых завода используют мощности менее чем на 30%. «Указанные цифры дают основание полагать, что та категория предприятий, производственные мощности которых не задействованы в полном объеме, осуществляют нелегальное производство, так как при составлении бизнес-плана любого предприятия закладывается мощность, объем производства и рентабельность, иначе без учета этих показателей предпринимателю экономически нецелесообразно содержать предприятие», — пояснил вице-министр.

Правительством предложено установить такие минимальные требования: с 2014 года минимальная загрузка мощностей — 20%, с 2015 года — 30%, с 2016 года — 40%.

Свежее из этой рубрики