Альтернативные проекты «барахолки», не решают существующих проблем - предприниматели

Ирина Галат, Vласть

Альтернативные варианты барахолки, в том числе и презентованный палатой предпринимателей Алматы  новый проект по строительству регионального транспортного узла, не решают существующие проблемы торговцев, считают участники прошедшего в четверг круглого стола «О проблемах городских рынков (барахолка) и путях их решения».

По словам представителей ассоциаций предпринимателей города, предлагаемые на сегодняшний день властями варианты размещения торговцев, как с погоревших рынков барахолки, так и с рынков, не отвечающим нормам санитарной и пожарной безопасности, находятся в непригодном для работы состоянии.

Теперь по порядку. В рамках, проведенного в Алматы круглого стола по проблемам городских рынков, в частности барахолки, палата предпринимателей города презентовала проект по созданию регионального транспортного узла (РТУ), суть которого заключается в строительстве самых современных торговых площадей со всей необходимой инфраструктурой.

РТУ, по задумкам авторов, призван прийти на смену существующему центральному вещевому рынку и не только разместить на своих площадях всех желающих торговцев, но и предоставить им возможность стать полноправными совладельцами данного торгового комплекса.

«Суть проекта заключается в создании регионального торгового узла в форме акционерного общества либо в форме производственного кооператива. Это если по аналогии сравнивать, кооператив собственников торговых площадей, что-то похожее на строительство кооперативных квартир (…) и что-то наподобие того, как функционируют наши КСК, в качестве оператора проекта», - поясняет директор палаты предпринимателей города Алматы Ерлан Стамбеков.

При этом он поясняет, что вклад в уставной капитал происходит посредством приобретения доли участия в создаваемой организации пропорционально приобретаемой торговой площади каждым участником торговли.

«Это означает, что каждый торговец, выложив условно определенную сумму, причем поэтапно, может принять участие в реализации этого проекта», - говорит Стамбеков.

Говоря словами цифр, для строительства регионального транспортного узла необходима территория в 104 гектара, инвестиции от 258 до 418 млн долларов в зависимости от предлагаемых сценариев, что позволит построить от 300 000 до 500 000 кв. м. торговых площадей, открыть от 12 тысяч до 20 тысяч торговых мест и создать не менее 35 000 рабочих мест. Доля в акционерном капитале составит от 20 930 до 21 550 долларов при расчете 20 кв.м. на одно торговое место.

Так, согласно проекту, на момент строительства вблизи от РТУ предполагается разместить временные торговые места, которые позже могут быть использованы под производственные или логистические нужды.

«Допустим, если такое решение принимается, то выделяется на самом деле две площади. Одна площадь под застройку будущего регионального узла, а вторая площадь это для того, чтобы перевести существующие контейнеры. Таким образом, временно, в течение периода строительства, торговцы будут обеспечены работой, как промежуточный вариант», - сказал представитель палаты.

При этом временные помещения будут предоставляться торговцам бесплатно, а после открытия РТУ текущие затраты «будут гораздо ниже или соизмеримы с тем, что есть сегодня». И если в формате барахолки доля в уставном капитале отсутствует, несмотря на высокую стоимость покупаемых площадей, то в формате РТУ участники будут обладать правами получения дивидендов и самостоятельно распоряжаться своими долями.

«Условно говоря, каждый торговец понимает, что он, купив это место, через пять лет успешного функционирования рынка, его стоимость (места – V) может дойти до вот этих пределов, которые мы имеем сегодня. И в этом смысле это достаточно привлекательный проект», - уверен директор палаты предпринимателей Алматы.

И хоть по замыслу авторов проекта, РТУ и решит вопросы стихийной торговли в Алматы, обеспечит официальной регистрацией всех имеющихся 20 000 участников рынка, а также создаст дополнительные рабочие места, увеличит налоговые поступления до 5,2 млрд тенге - 9,7 млрд тенге и разгрузит транспортную инфраструктуру мегаполиса, это будет когда-то потом, в будущем, но не сейчас.

Президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев согласился с тем, что придумано все хорошо, но отметил, что данный процесс займет достаточно много времени, а решать проблемы торговцев барахолки нужно незамедлительно.

«То абсолютно бесправное положение (торговцев – прим. V) и с другой стороны постоянно подогреваемое (напряжение – V) контрольно-надзорными органами… Договорились до того, что рынки это рассадник заразы, рассадник криминала и там вообще все нелегально в том числе и завезенная продукция. Тут сразу встречный вопрос возникает: «Что делали все эти 20 лет более полусотни контрольно-надзорных органов, которые довели до такой катастрофической ситуации, где работают десятки тысяч бесправных людей, занимаясь, по сути, криминальной деятельностью?», - возмущается Ямбаев.

При этом, по мнению представителя ассоциации, барахолки и базары и есть настоящая экономика, «где крутятся хорошие деньги, где заняты десятки тысяч человек, полезным созидательным трудом, в невероятно тяжелых условиях».

«Никакой это не криминал. Почему эта экономика настоящая, об этом говорит интерес очень высокопоставленных людей, которые в конечном итоге стоят за каждым из этих рынков», - сказал Ямбаев, предположив, что озвученный палатой предпринимателей проект может столкнуться с неким противодействием со стороны определенных лиц.

Ямбаев уверен, что государство должно более серьезно подойти к решению проблем барахолки и других базаров страны, так как именно они предоставляют людям десятки тысяч рабочих мест, а, следовательно, являются социально-важными объектами.

«Нет ни одного государственного проекта, ни программа ФИИР хваленная, ни 30 «надрывных» прорывных проектов не создали столько рабочих мест, сколько сегодня существует на рынках. Значит это и есть реальный сектор экономики, значит это и есть социальная политика государства, которая должна быть направлена на всесторонне, улучшение и укрепление, а не на силовые воздействия. И самое главное, что сейчас большое количество людей находятся вообще на грани нищеты», - акцентирует внимание присутствующих Ямбаев.

С ним соглашается и исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева, которая также возмущена действиями властей в ситуации с погорельцами рынков. Альтернативные места, на которые вынуждают передислоцироваться торговцев, по ее словам, находятся просто в ужасающем состоянии.

«Власти очень сильно лукавят, потому что просто покажите хотя бы одно из торговых мест, куда предлагают передислоцироваться. Нету! Нету! Потому что, то, что есть, это страшно. Мы специально, готовясь к сегодняшнему совещанию, объездили те места, которые не предлагают, но в которые просто вынуждают идти торговцев. То есть это и тот же Ужет, в котором по колено грязи, та же городская центральная помойка, где трактора прессуют мусор, засыпают землей и ставят туда те же вагончики, контейнера, и так же стоят степлером прибивают электропроводку. Пардон, государственные власти туда пытаются завезти рынок? - возмущается Палташева. - Снос начался из-за того, что было предложение переселить их в более цивилизованные условия торговли, если их нет, то зачем их заставлять съезжать?!».

Не смогла остаться в стороне и женщина – торговец с барахолки, которая перебивая участников круглого стола, сквозь слезы пыталась рассказать о беззаконии, с которым она и ее коллеги сейчас сталкиваются.

«Как делают реконструкцию? Сносят наше место и снова нам говорят, выкупайте, конкретную сумму называют на ушко. И никому не скажи. И нам некому пойти пожаловаться (…) Убрать одно железо поставить другое, я за это должна заплатить долларами. – негодует предприниматель. - Акимат пинает, администрация рынка делает, что хочет. Мы просто бесправные, беспомощные».

Услышали или нет крик помощи в лице данной женщины всех торговцев барахолки, присутствующие на заседании представители государственных органов, остается только догадываться. Очевидно только одно – проблема есть, и решать ее нужно в срочном порядке, пока дело не дошло до беды. Предлагаемые альтернативные проекты хороши, правда, они пока есть только на бумаге, а срок их возможной реализации может затянуться на долгое время, которого, к сожалению, у людей уже нет.

Свежее из этой рубрики