Приоритеты правительства вызвали сомнение у мажилисменов - членов комитета по социально-культурному развитию. Разговор в буквальном смысле о хлебе насущном состоялся у мажилисменов с чиновниками. Правда, руководители госорганов на заседание «социального» комитета мажилиса не пришли, отправив к депутатам «на ковер» своих замов.
Софья Пащкова, Астана, Vласть
Приоритеты правительства вызвали сомнение у мажилисменов - членов комитета по социально-культурному развитию и лично у Дариги Назарбаевой. Разговор в буквальном смысле о хлебе насущном состоялся у мажилисменов с чиновниками. Правда, руководители госорганов на заседание «социального» комитета мажилиса не пришли, отправив к депутатам «на ковер» своих замов. Но на общий настрой народных избранников это никак не повлияло, и характер их высказываний не изменило – депутаты были настроены весьма критично и даже негативно.
Поводов для негатива нашлось немало. Мажилисмены честно признавались: они не видят логики в политике правительства в сфере обеспечения продовольственной безопасности. А уж о социальной стабильности говорить и вовсе не приходится. Мало того, что казахстанская потребительская корзина не менялась по своему содержанию почти десять лет, она еще и значительно отстает по количеству товаров не только от Европы, но и от наших соседей и партнеров даже по Таможенному Союзу. И – ниже всех в ТС по калорийности. И это, увы, не по совету диетологов.
- Реальная структура потребления смещается в пользу продуктов питания за счет отказа от непродовольственных товаров и услуг, - возмущался мажилисмен Валихан Бишимбаев. - Для примера: в крупных городах на продукты расходуется до 60% доходов. 35% непродовольственные товары, и всего 5% остается на услуги. Очевидно, что доходы граждан растут гораздо более низкими темпами, что цены на продукты питания. Если обострить этот вопрос, перед гражданами встанет нелегкий выбор – оплатить коммунальные услуги, которые также растут, или приобретать продукты питания.
Фактически сегодня такому критерию как физическая доступность, соответствует зерновой сектор. И в наличии есть, и цены более-менее стабильны. И даже значительно ниже, чем в других странах. Для сравнения депутаты взяли цены на продукты в США. Так вот, в Вашингтоне хлеб стоит 2 доллара, а в Астане – лишь 34 цента. Разница в стоимости риса и макарон между казахстанской и американской столицами несущественна – в несколько центов. Зато цена мяса в Астане напугает любого американца: у нас килограмм говядины стоит в среднем 10,54 доллара. А в Штатах – 6,16. Баранина еще дороже: в Вашингтоне 6,6 доллара за кило, в Астане – 15,43. И цены в Казахстане продолжают расти.
Депутаты задались логичным вопросом: как при таком активном росте цен должны жить люди, имеющие доходы ниже прожиточного минимума. И даже подсчитали: по нормам потребления на 17 видов социально значимых товаров человеку необходимо 66,9 тысяч тенге на год. Правда, вряд ли у кого-то социально значимое меню вызовет энтузиазм.
Мажилисмены для наглядности собрали потребительскую корзину с социально-значимыми товарами: кусочком хлеба, капустой, гречкой, овсянкой. В дозировке по суточной норме: 0,19 кг хлеба, 0,012 кг макарон, 0,0054 овсянки, 0,26 кг картофеля, 0,013 кг мяса птицы… При взгляде на эту корзинку у многих депутатов непроизвольно менялось выражение лица – от недоуменного до… В общем, видно было, что мажилисмены не понимают, как с ЭТИМ можно жить.
Что еще больше непонятно – так это то, как правительство допустило, что в стране продолжает расти импортозависимость именно на социально значимые товары. К примеру, в 2011 году доля импортного растительного масла составила 35,4%, сливочного – 39,7%, сыра и творога 62,4%, круп и риса – 30,1%, макарон 17,7%, мяса птицы 55,5%. Продолжает расти и импорт молочных продуктов (в том числе и молока), и мяса, причем импортирует Казахстан замороженное мясо (соответственно, и более дешевое), зато на экспорт отправляет отборное свежее. «Где тут логика», - недоумевали народные избранники.
За все правительство «отдувались» два молодых вице-министра – экономического развития и торговли Тимур Жаксылыков и сельского хозяйства Муслим Умирьяев. Проблемы честно признавали, с критикой соглашались, и заверяли, что в ближайшие годы страна получит отдачу от начатых в аграрном секторе программ по развитию отраслей сельского хозяйства. Пытались объяснить, что от только что ввезенной в страну импортной буренки не стоит ждать мгновенных результатов: стадо нужно для начала создать, а потом уже откармливать на мясо или ставить на надои. Но кардинальные изменения и видимый эффект, по словам чиновников, будет лишь к 2020 году – по завершении программ.
Мажилисмены же хотят результата уже сейчас. И требуют пересмотра и перерасчета потребительской корзины (естественно, в сторону увеличения), да и вообще – пересмотра всех правительственных приоритетов. Дарига Назарбаева даже скептически заметила: мол, буквально накануне слушали доклад о важности и необходимости собственных спутников.
- Сколько денег просто как в черную дыру уходит туда. Хотя зачем? Многие страны в мире живут без космической индустрии. Нужен спутник - закажи, купи - запустят. Хочешь исследования земли своей сделать - закажи - тебе сделают исследование уже на существующих спутниках. Это бы стоило в 100 раз дешевле, - рассудила она. И предложила направить силы «на то, что мы умеем хорошо делать». В частности, выращивать хлеб и развивать животноводство.
- Есть у нас исконно традиционный путь развития нашей экономики - это всегда было мясо. Всегда мы этим кормились, и многие поколения наших предков выживали, благодаря мясу. Сегодня мы мясо ввозим, у нас мясо дороже, чем в Америке - это конечно никуда не годится, отметила депутат.
Правительству же для глобального проекта мажилисмены предложили задуматься о формировании стратегии обеспечения продовольственной безопасности страны. Потому что сегодня продбезопасность – под угрозой.