На прошлой неделе в Алматы начала работу первая школа независимой жизни для девушек с ограниченными возможностями из стран Центральной Азии. Ее выпускницы прошли практику «свободной жизни» без помощи родителей и вообще без чьей-либо помощи. Корреспонденты Vласти провели с девушками два дня и за это время увидели мир другими глазами.
Самостоятельная жизнь начинается с прогулки. И вот Ксения Сизикова вместе с остальными выпускницами – на выставочном комплексе «Атакент». Стайка девушек из 13 разных городов Казахстана, а также из Таджикистана и Киргизии сразу выделяется среди остальных прохожих. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного - ведь некоторые из наших новых знакомых - на инвалидных колясках, кто-то на костылях, а кто-то привлекает внимание жестовым языком. Но это было бы слишком очевидно. Или даже пошло. То, чем они действительно отличаются от тех, кто «не ограничен в возможностях» - настроение. Девочки шутят над собой и инвалидностью, смеются в ответ миру и, кажется, не замечают недоуменных взглядов вокруг.
Это была странная коммуникация. Каждая из них хотела рассказать о себе. Наверное, не будь мы представителями СМИ, вожделение мира и общения не стало бы менее острым – слишком мало внимания уделяют таким людям в современном обществе, не считая экивоков со стыдливой долей жалости и не менее стыдливым отчуждением.
Зулайхо и Гулафрузи – из Таджикистана. Они не понимают русского. И у них нарушения речи и слуха. Но это здесь никого не смущает, а длинная цепочка перевода – сначала сурдо-, потом лингвистического не обедняет их доброжелательных рассказов.
Мы заходим в торговый центр. То самое диковатое внимание обволакивает наших героинь – торговые ассистенты и охранники сбиваются в стаи и в упор разглядывают девушек. Последние разлетаются по магазину - рассматривают прилавки и фотографируются. На память.
Ксюша Сизикова в числе остальных демонстрирует неподдельный интерес к витринам. Трудно поверить – девушка почти не видит. Ксюша не слепая. Она различает времена суток и силуэты людей и предметов.
Охранники в магазине помогают девушкам проехаться на эскалаторе. Час прогулки для наших героинь – это много. Мы направляемся домой. Выбрать, к кому же идти – сложно. Каждая уговаривает нас отправиться именно к ней – девушки сегодня сами готовят этот праздничный для них ужин.
Мы идем к Ксюше. Дорога домой – на общественном транспорте. О проблемах передвижения посредством его Vласть уже писала в репортаже «Тест-драйв для ЛОВ». В этот раз, кстати, нашему фотографу пришлось самому спускать и поднимать подъемник в троллейбусе.
Вместе с Ксенией в самостоятельной жизни на протяжении четырех дней практикуются Вика из Алматы (девушка плохо видит) и гостьи из Киргизии: Алтынай, Нестан и Айпери, у троих девушек схожий диагноз - разные формы церебрального паралича.
Все они прошли «Школу независимой жизни», открытую Ассоциацией женщин с инвалидностью «Шырак». Курс длился с 18 по 25 сентября 2013 года и проходил в образовательно-оздоровительном комплексе «Тау-туран». Мероприятие проводилось в рамках проекта «Поддержка женщин с инвалидностью стран Центральной Азии», при поддержке Ассоциации «Кюннюс» (Финляндия).
В школу приходят такие как наши героини – девушки от 16 до 25 лет, которые до этого времени не имели опыта самостоятельной жизни. Основными целями данного мероприятия являлись преодоление внутренних барьеров и страхов, связанных с инвалидностью, обучение основным принципам и философии независимой жизни людей с инвалидностью.
Один из этапов обучение – проживание в обычных, специально для них арендованных квартирах – такие обычные алматинские хрущевки, бюджетного типа. Но здесь девушкам пошли навстречу: Ксения с подругами жили на втором этаже, на третьем – девушки из Таджикистана, которые испытывали наименьшие проблемы с передвижением. На первом поселили тех, кто прикован к инвалидному креслу.
Мы преодолеваем лестничные пролеты с замиранием сердца, но девушки не позволяют им помогать – все-таки самостоятельная жизнь. Малогабаритная «двушка» встретила скромным, но приветливым очарованием. Девушки, заселившись, навели там порядок.
«Я даже сесть на кровать не смогла и отдохнуть, зная, что в квартире еще не прибрано», - смущенно признается Ксюша.
Ксения - единственная замужняя девушка среди первого выпуска школы независимой жизни. Ксения и Шухрат учились в одном классе в специализированном интернате. Шухрат так же, как и Ксения, видит мир не глазами, а исследует его наощупь. Они в браке больше года, за это время Ксения полностью переняла традиции и культуру уйгурской семьи мужа, с легкостью готовит лагман и не может пить чай без молока и соли.
Сначала нас поят чаем. На ужин – плов. Чаевничая, они делятся тем, как помогают друг другу. Так проще выживать. К примеру, за продуктами чаще всего ходили девушки, у которых нет больших проблем и трудностей с передвижением и речью.
«Плюс такой практики «свободной жизни» в том, чтобы девушки увидели на себе, что и они могут помочь кому-то, что в помощи нуждаются не только они», - рассказала нам координатор проекта Сабина Касымова, использующая для передвижения инвалидную коляску. Сабина тоже отчасти – участница «реалити-шоу». Так девушки шутя, назвали свои дни практики. Но они почти профессионально не смущаются вспышек фотокамеры и включенного диктофона. Есть что рассказать, но в этот вечер повествование явно не важнее плова.
Выпускницы разделили между собой обязанности - кто-то резал лук, кто-то чистил морковь, кто-то занимался мясом.
- На кухне должна быть одна хозяйка, а тут целых три! - смеется Айпери, которой доверили стоять у плиты.
Наблюдая за тем, как девушки хозяйничали на кухне, забываешь, что они в чем-то ограничены - кто-то ищет специи наощупь, кто-то отбросил костыль, именно он все же стал причиной падения одной из девушек, мы попытались ей помочь подняться, а услышали в ответ фразу «Я сама!». Надо сказать, к этому лозунгу мы за два дня привыкли. Для этих девочек он - жизненное кредо.
«Я отчетливо помню, когда была маленькой, очень долго не могла надеть свои туфельки, тогда тетя сказала моей маме, почему ты не поможешь дочери? А мама ответила, пусть сама старается, у нее получится», - рассказывает социальный работник Нестан, страдающая ДЦП.
За столом девочки, перебивая друг друга, рассказывали нам о проблемах, с которыми чаще всего встречаются в обществе. О неприспособленных дорогах, транспорте, об отсутствии пандусов, о дефиците рабочих мест пишут много. Девушки попросили нас написать о другом.
«Мы хотим, чтобы нас воспринимали как неотъемлемую часть общества и чтобы перестали жалеть, мы сможем все, если нам перестанут говорить, что мы не такие как все, что мы не сможем работать так же, как все остальные», - говорит Айпери.
В этот вечер мы гостили и у девушек из Таджикистана. Правда, придя в гости, долго не могли попасть к ним в подъезд. Они не слышали звонка домофона. Чудом попав в квартиру, мы уже приготовились к тому, что нас будут зазывать за стол. Но нет. Девушки – мастера нейл-стайлинга. Нас ждал мастер-класс по маникюру.
Все это, конечно, сопровождалось разговорами. Рано Ходжаевой 24 года, она страдает ДЦП и преподает финансы и экономику в Таджикском аграрном университете.
«В моей преподавательской практике даже были такие моменты, когда студенты мне в лицо говорили: «Чему ты можешь научить меня, инвалид?». Но я не отчаивалась, я считаю, что для того, чтобы человек начал тебя уважать, нужно своими поступками и словами завоевать уважение, у меня это, вроде, получилось», - делилась с нами девушка с диагнозом ДЦП, которая не может передвигаться самостоятельно без помощи костылей.
«У нас в стране двойная дискриминация. Вам не понять. Во-первых, у нас в стране есть дискриминация по половому признаку, во-вторых... ну вот, представьте, я девушка с инвалидностью. У нас здоровые девушки не всегда могут устроиться на хорошую работу или выйти замуж. У нас после 18 лет считается, что девушка уже не молода», - грустно резюмирует свой рассказ Рано.
На следующий день на алматинском Арбате девушки устроили флэш-моб под названием «Обними меня», цель - преодоление негативных стереотипов в отношении людей с инвалидностью.
В начале мероприятия девушки стесняются поднимать свои таблички с надписью «Обними меня» и подходить к людям. Но постепенно смелеют. Реакция окружающих была неоднозначной. Кто-то с огромным удовольствием подходил к девушкам, дарил конфеты, мороженое, кто-то обходил их стороной. Поначалу они воспринимали это очень болезненно, но людей, открытых для подобных мероприятий, в Алматы оказалось больше. И сами того не зная, они дарили нашим героиням в этот день не объятия, а надежду. А ее отсутствие этими юными, но очень стойкими девушками, ощущается, кажется, острее всего…