Дарига Назарбаева: «Системной проблемой на всех уровнях образования стала коррупция»

Софья Пашкова, Астана, Vласть

Коррупция, оторванность от реальной жизни и многое другое мешают развиться отечественной системе образования. Пути решения имеющихся проблем искали депутаты, чиновники от образования, представители вузов и предприятий страны на специальных парламентских слушаниях «О качестве и перспективах подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики».

Вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева, открывая слушания, посетовала, что «системной проблемой на всех уровнях образования стала коррупция». Именно из коррупционного фактора, по ее мнению, вытекают «и низкая мотивация учащихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание; в колледжи и вузы часть молодежи идет не за знаниями, а за дипломами».

«С другой стороны массовая коммерциализация образования привело к тому, что многие и государственные и негосударственные учреждения рассматривают образование только как источник прибыли, — констатировала Назарбаева — Они живут сиюминутными денежными поступлениями от коммерческого набора, не забояться о качестве обучения. О научных исследованиях и говорить не приходится».

«Общество не видит должного эффекта от реформ.Преобразования не стали внутренней потребностью образования и в основном идут сверху вниз, поэтому новые идеи зачастую не находят поддержки в академической среде. В большинстве случаев инновации педагогами не поддерживается. Как результат многие инициативы не доводятся до конца», — отметила она.

Наличие проблем в системе признают и в министерстве образования и науки. Однако глава этого ведомства Аслан Саринжинов отмечает и плюсы. Так, по его данным, сегодня в 130 вузах и в 849 колледжах обучаются свыше миллиона человек (1086,1 тыс.). Ежегодно 300 тысяч выпускников (2012 — 264 тыс., 2013 — 309 тыс.) выходят на рынок труда (103 тыс. по госзаказу). Большинство из них — 80% после вуза и 67% после колледжа — трудоустраиваются в первый год по профессии.

«Только за последние три года бюджетные средства на техническое и профессиональное образование увеличены почти в 2 раза (2010 — 52,9 млрд. тг.; 2013 — 91 млрд. тг.). В 6 раз увеличены средства на оснащение мастерских в колледжах (2010 — 896 млн. тг., 2013 — 5,5 млрд. тг). Внедряется дуальная система. Создаются современные учебные заведения и новые модели управления. В результате трудоустройство выпускников по специальности увеличилось на 10%», — подчеркнул министр.
Тем не менее, признает он, ряд проблемных вопросов остается. «Например, в ТиПО идентифицированы следующие основные проблемы. Бюрократичная система разработки программ не позволяет колледжам оперативно реагировать на изменяющиеся запросы работодателей. До сих пор большинство программ не базируется на профстандартах. Существующая методика разработки и внедрения стандартов и типовых учебных программ себя дискредитировала излишней детализацией. Существующая материально-техническая база колледжей и кадровый потенциал ТиПО не отвечает требованиям работодателей и бизнеса», — перечислил министр.

Проще говоря, методики обучения в колледжах безнадежно устарели, оборудование, на котором учат будущих рабочих, можно смел сдавать в музеи, ну и соответственно, выпускники наших ТиПО остаются невостребованными на рынке труда.

И такая ситуация складывается на фоне другой картины: 633,2 тыс. молодых людей от 14 до 24 лет не имеют профессии, что составляет 20% (от 3 млн. 132 тыс. чел.). Из них 94 тыс. человек нигде не работают. При этом на рынке труда — острый дефицит рабочих.

Решение проблемы, по видению чиновников, заключается в создании базы востребованных профессий и разработке методики определения потребности в кадрах.

С другой стороны, молодежь не стремится поступать в колледжи — по результатам соцопроса выявлено, что более 90% школьников не планируют поступать в систему ТиПО, 17% студентов ТиПО не связывают свое будущее с полученной специальностью.

Одна из причин, по мнению министра образования, это — отсутствие качественной профориентации.

Одним из решений проблемы чиновники видят развитие дуального обучения, широко распространенная в 60 промышленно развитых странах. Поскольку именно при такой системе хорошо развита профориентация, в процессе обучения студенты получают и производственную практику и могут заключить контракт с предприятием о трудоустройстве после окончания учебы. Однако в Казахстане только 176 колледжей внедряют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям, с охватом 44 тыс. обучающихся.

«Для решения вышеперечисленных задач в разработан 3-х летний План по приоритетным направлениям образования и науки, который подтвержден мероприятиями, реальными сроками и ресурсами, — рассказал министр. — Одним из ключевых направлений является дальнейшее развитие холдинга „Кәсіпқор“. В его рамках ведется создание 2 колледжей мирового уровня в городах Алматы и Астана, 4 межрегиональных центров, 10 партнерских колледжей. Данные учебные заведения призваны внедрить, апробировать и перенести на все колледжи республики лучшие мировые практики по организации учебного процесса и передовые учебные практики и методики».

Решить проблемы министерство намерено в ближайшие годы. В частности, предприятия планируется активней вовлекать в систему дуального обучения, колледжи переоснащать, обновляя материально-техническую базу. Также планируется создать 6 центров сертификации рабочих при работодателях, уже ведется разработка интегрированных образовательных программ и учебников на базе профстандартов.

Все эти планы, при законодательной поддержке, министерство намерено воплотить в период 2014-2016 годы.

Свежее из этой рубрики