Система оплаты гражданских служащих стала камнем преткновения между чиновниками и депутатами. Первые пытались объяснить, как она будет работать, а вторые пытались понять плюсы новой градации и коэффициенты повышения зарплат.
Совершенствование системы оплаты труда гражданских служащих министерство труда и социальной защиты планирует планируем провести в три этапа. По словам ответственного секретаря ведомства Аиды Курмангалиевой, на первом этапе будет проведено совершенствование основных компонентов системы оплаты труда. На втором этапе предполагается предусмотреть внедрение механизма оплаты труда по конечным результатам. И на третьем — будет рассмотрена возможность и целесообразность введения дифференцированных доплат в зависимости стоимости жизни в регионах.
«Оплата труда работников государственного сектора свидетельствует о следующих основных подходах к ее реализации. Во-первых, это деление должностей на функциональные блоки: на руководящие и не руководящие должности, деление должностей внутри блока на звенья и уровни оплаты труда, зависимость значения должностного оклада от стажа работы. И одним из основных требований отнесения должностей к функциональным блокам реестра должностей является квалификационный и образовательный уровень работника», — пояснила Курмангалиева.
В частности, на первом этапе планируется разделить должности гражданских служащих на функциональные блоки в зависимости от специфики деятельности, уровня профессионализма, степени ответственности и сложности выполняемых работ.
«Весь персонал разделили на четыре блока. Блок А — это управленческий персонал, блок Б — основной персонал, блок С — административный и блок Д — вспомогательный», — добавила ответственный секретарь.
По словам ответсека министерства, действующая система оплаты труда имеет ряд проблем. В частности, это несоответствие реестра должностей гражданских служащих в реальной дифференциации функций и полномочий, несовершенство и отсутствие системности используемой таблицы коэффициентов, а также отсутствие единых стандартов для установления доплат и надбавок, и нарушение зависимости зарплаты от конечных результатов деятельности и уровня производительности труда.
«Следствием явилось то, что уровень оплаты труда гражданских служащих отстает от уровня оплаты труда в частном секторе, — констатировала она. — Мы предложили действующую систему разбить на две категории доплат и надбавок: это компенсирующие доплаты и надбавки в зависимости от работы во вредных и опасных условиях для здоровья труда и за особые условия труда; и компенсирующие надбавки, учитывающие отраслевую специфику. Стимулирующие доплаты и надбавки будут даваться за внедрение новых методов на практике, за достижения и выслугу, за ученую степень, за повышение квалификации», — продолжила Курмангалиева.
Также она пояснила, почему в министерство предложило внедрить данную модель.
«Сегодня получается, что общий размер надбавок и доплат к должностному окладу может составлять до 70% от его заработной платы. Конечно, в некотором смысле это приводит в деформации структуры заработной платы и уменьшению ее основной части. Так не должно быть. Оптимизация всех доплат и надбавок, мы считаем, что усилит зависимость размера заработной платы от условий труда и зависимости от отраслевой специфики», — заключила Курмангалиева.
Не получив от представителей министерства труда и социальной защиты конкретных цифр, депутаты в итоге, так и не смогли понять, как и насколько будет повышены заработные платы гражданских служащих.
«У меня несколько вопросов, — взяла слово депутат Гульнара Иксанова. — В предвыборной платформе партии Нур Отан сказано, что к 2017 году заработная плата бюджетных организаций, это те же гражданские служащие, должна быть не ниже средней республиканской. В результате этой системы оплаты труда мы выходим на этот показатель или нет? Второе, в регионах, на районном уровне будет одна зарплата у учителей и медиков, а на областном уровне другая. Так?», — поинтересовалась она.
«Нет», — сказала директор департамента внутреннего контроля МТСЗ Гулар Алимбекова и уточнила: «У руководителей — разная, у учителей одинаковая».
«Мы хорошо знаем предвыборную платформу, — продолжила Алимбекова. —Мы изучали международный опыт, мы показали вам примеры США и Японии....»
«Мы сейчас не говорим о международном опыте. Мы говорим о принятом документе. Мы говорим об обязательствах, взятых на себя и каким образом эти обязательства в результате данной системы будут выполнены. Вот о чем речь. А вы говорите про Японию. Вы знаете, если мы сейчас пойдем к нашим избирателям и начнем говорить им про США и Японию, куда они нас отправят?», — возмутилась Иксанова.
Черту в обсуждении и спорах подвела депутат Майра Айсина: «Все, что вы сказали, это настолько запутано для нас. Мы эту встречу проводим для того, чтобы потом при выезде в регионы населению объяснить. Поэтому мы бы вас просили тогда написать более подробную схему за счет чего мы будем дотягивать зарплату врачей, людей, которые работают у нас в остальных больницах и так далее, чтобы они не пострадали от этого. Я вас очень прошу это сделать», — резюмировала она.