ЕНТ не выдержало экзамен на прочность?
Сегодня в Казахстане стартует ЕНТ, которое продлится до 15 июня. Это 10-й, юбилейный выпуск абитуриентов, которые будут поступать в вузы при помощи такой формы экзамена. Через год планируется от него отказаться. Согласно новой программе развития образования, с 2015 года экзамен будет делиться на две самостоятельные процедуры – итоговая аттестация учащихся в форме Национального тестирования (НТ) и вступительные экзамены в вузы в форме комплексного тестирования абитуриентов. Vласть рассказывает об очередных нововведениях МОН и вспоминает, как изменялась форма вступительного экзамена за последние 10 лет.

 

Тогжан Калиаскарова, Vласть

 

Сегодня в Казахстане стартует ЕНТ, которое продлится до 15 июня. Это 10-й,  юбилейный выпуск абитуриентов, которые будут поступать в вузы при помощи такой формы экзамена. Через год планируется от него отказаться. Согласно новой программе развития образования,  с 2015 года экзамен  будет делиться на две самостоятельные процедуры – итоговая аттестация учащихся в форме Национального тестирования (НТ) и вступительные  экзамены в вузы в форме комплексного тестирования абитуриентов.  Vласть рассказывает об очередных нововведениях МОН и вспоминает, как изменялась  форма вступительного экзамена за последние 10 лет.

 

Тем, кто сдает ЕНТ сегодня, а таких согласно сведениям МОН набралось порядка  99 тысяч 560 выпускников (72 процента от общего количества выпускников), не грозят встряски, по крайней мере, новые. Они , будут тестироваться по  устоявшейся за последние 9 лет лет форме.
 

- С  учетом предложений и замечаний предыдущих лет принимаются все меры для сдачи ЕНТ, - сообщил в понедельник на брифинге СЦК официальный представитель Алтай Абибуллаев.
 

Формат ЕНТ в этот раз остался прежним. Пороговый уровень тестирования - 50 баллов, для специальностей общей медицины - 55 баллов, при поступлении в национальные вузы - 70 баллов. Для тех, кто будет поступать на платные отделения национальных вузов по специальностям "образование", "сельскохозяйственные науки" и "ветеринария" пороговый уровень составляет 60 баллов.

 

Стоит отметить, что тесты ЕНТ 2013 года обновлены на 36 процентов, добавлена 21 тысяча заданий,  среди них - три тысячи заданий логического характера по математике.  Для участия в конкурсе на присуждение образовательных грантов необходимо набрать не менее семи баллов по профильному предмету, не менее десяти - по каждому творческому экзамену, а по остальным предметам - не менее четырех баллов.

 

Тем не менее, уже с 2015 года абитуриентам вновь поменяют  формат выпускных и вступительных экзаменов, он  будет принят в рамках Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы, об этом Vласти сообщила заместитель председателя Комитета по контролю качества в сфере образования и науки МОН Казахстана Ляззат Булебаева. 

 

Как мы уже сообщили выше, в  соответствии с этой  госпрограммой  с 2015 года Единое национальное тестирование делится на две самостоятельные процедуры: итоговая аттестация учащихся в форме Национального тестирования, и тестирование для поступления в вузы.

 

Первая часть тестирования  (НТ) будет проводиться по пяти предметам, как сообщили корреспонденту Vласти в Министерстве, «при этом казахский язык, как государственный является обязательным, остальные четыре предмета определяются коллегиальным решением Рабочей группы и утверждаются Уполномоченным органом ежегодно.  Для проверки умения выпускниками выражать мысли предусмотрено написание  эссе».

 

Так же в  Министерстве образования отмечают, что перечень всех  предметов НТ будет единым.  «Такое решение принято для исключения «натаскивания» и «зубрежки» обязательных предметов, которое является основным недостатком ЕНТ».  

 

Вторая часть экзамена – вступительные экзамены в вузы  (комплексное тестирование)  будет состоять из общего теста на  определение «функциональной грамотности и блоков из двух предметов в зависимости от специальности».  Экзамен проводится на базе 40 вузов, как отмечают в ведомстве, «тестирование абитуриентов запланировано с применением информационных технологий».

 

Из планов МОН следует, что новый формат тестирования «будет мотивировать подготовку выпускников школ по всему спектру дисциплин, снизит социальную нагрузку на тестирование и сделает отбор в вузы более целенаправленным и объективным».

 

Пробное тестирование, как нам рассказали в министерстве, в целях адаптации  выпускников к новому формату, было проведено  27 апреля, посредством web-тестирования, в 32  школах. 



Отбор школ был произведен по следующему принципу: из каждо    области республики были выбраны по две организации образования, отвечающие минимальным техническим требованиям, при этом отбирали одну школу в областном центре, другую – сельскую.  В Алматы и Астане – по две школы.  В эксперименте участвовало  1703 выпускника, 1055 сдали тесты на русском языка, 648 – на казахском.
 

О результатах в МОН пока тактично молчат, тем не менее планируют провести эксперимент по проведению разделенного ЕНТ уже в сентябре этого года, как утверждают в министерстве, «эксперимент не будет иметь правовых последствий для учащихся вузов».  

 

Отметим, что в этом году количество выпускников, желающих сдавать ЕНТ,  сократилось почти в два раза по сравнению с количеством выпускников 2004 года – года, когда  система образования отказалась от раздельных – выпускных и вступительных экзаменов (то, к чему сейчас МОН снова возвращается) и перешла на ЕНТ.  Мы решили вспомнить, какие еще изменения были внесены в ЕНТ за годы его существования и отследить его результаты.  

 


В прошлом году в действующий формат ЕНТ ввели два значительных новшества. Во-первых, увеличили сроки прохождения ЕНТ на пять дней, с 10 до 15 дней. Во-вторых, в ЕНТ ввели вопросы логического характера. Также увеличился проходной балл до 70 баллов.

 

Были усилены меры предотвращения нарушений условий тестирования. Впервые в проведении ЕНТ на местах были задействованы территориальные департаменты по контролю, созданные в структуре МОН Казахстана. В связи с таким контролем, в 2012 году были  аннулированы результаты  тестирования 101 выпускника из-за неоднократных нарушений правил.

 

Всего в ЕНТ 2012 года приняли участие 117 432 выпускника,  пороговый балл  не преодолели 43 163 выпускника, 125 баллов набрали трое.

 

В  2011 году сдавали ЕНТ – 126 168 учащихся. 30 выпускников получили максимальное количество баллов, равное 125. 9,62% от общего числа участников ЕНТ показали уровень знаний ниже порогового уровня

 

В 2010 году особых новшеств в системе ЕНТ не было. Но этот год особо отличился за всю историю проведения ЕНТ. Из 107 543 выпускников 43 выпускника набрали 125 баллов. 11 597 выпускника не смогли преодолеть пороговый уровень.

 

В 2009 году время проведения тестирования увеличили на 30 минут. Итого, само тестирование, как и в прошлые годы, длилось три часа и 30 минут давались на окончательную проверку и закрашивание правильных ответов. В тестировании 2009 года приняли участие 106 805 выпускников. 8 выпускников набрали максимальное количество баллов, 14,5% не набрали пороговый уровень.

 

В 2008 году в тестирование ввели пятый предмет, в итоге выпускники сдавали математику, язык обучения, историю Казахстана, казахский язык для школ с русским языком обучения или русский язык для школ с казахским языком обучения и предмет по выбору.

 

На конкурсе по присуждению образовательных грантов засчитывались баллы по четырем предметам ЕНТ, кроме государственного и русского языков.

 

Еще одним нововведением в 2008 году стало увеличение тестовых заданий до 125, соответственно и максимальное количество баллов, которые могли получить выпускники, увеличилось до 125 баллов.

 

В 2008 году в ЕНТ приняло участия 116 200 выпускников общеобразовательных средних школ страны. Два выпускника показали лучший результат, набрав 125 баллов. 38,2% из всех выпускников не смогли набрать пороговый балл.

 

В 2007 году особых изменений в системе сдачи Единого национального тестирования не было. Пять лет назад в тестировании принимали участие 142 700 выпускников. По итогам ЕНТ 30,6% набрали ниже проходного балла. Максимальное количество баллов набрали два выпускника.

 

В 2006 году проходной балл увеличился с 40 до 50 баллов. 159 400 выпускников сдавали ЕНТ, 13,5% из которых не смогли набрать проходной балл, наивысший результат показали 2 выпускника.

 

В 2005 году система сдачи ЕНТ осталась неизменной. Единое национальное тестирование сдавало 182 300 человек. Пороговый балл не набрали 13,5% выпускников общеобразовательных средних школ. Наивысший результат показали 42 выпускника.

 

В 2004 году в соответствие с постановлением Правительства Республики Казахстан «О введении единого национального тестирования» выпускники всех школ Казахстана впервые сдавали Единое национальное тестирование. С 2004 года по 2007 год выпускники школ сдавали ЕНТ по четырем предметам, три из которых были обязательными (язык обучения, математика, история Казахстана) и один предмет на выбор, в соответствии с будущей специальностью обучения в вузе.

 

Тогда  в ЕНТ участвовало 179 200 человек. Проходной балл для поступления в вуз составлял 40 баллов. 24% выпускников не смогли набрать проходной балл, наивысший результат (120 баллов) смог показать только один выпускник.

 

До введения Единого национального тестирования в систему образования, выпускники школ сдавали письменные и устные экзамены. Итоговая аттестация выпускников общеобразовательного учреждения предусматривала не менее пяти экзаменов, из которых три (по языкам и литературе, математике за курс средней школы) устанавливало Министерство образования и науки Казахстана, а остальные выбирались учащимися из предметов, которые они изучали за два последних года обучения в школе. 

 

Председателем экзаменационной комиссии являлся директор школы или его заместитель.

 

На протяжении всей истории ЕНТ велись споры о его целесообразности и объективности. Приверженцы старой модели проверки знаний и «живых» экзаменов говорили о субъективных факторах, которые мешают талантливым абитуриентам проявить себя. Периодически в прессе появлялись трагичные новости о суицидах на фоне проваленного тестирования.  Апелляционные комиссии каждый год получали большое количество заявлений о пересмотре результатов тестирования.  Через 10 лет, как мы видим, министерство образования и науки  внедряет  модель, которая предполагает фактический отказ от ЕНТ и разделение вступительного и выпускного экзаменов. То есть, налицо - возвращение в исходную точку,  правда под другим названием и с добавленным инновационным компонентом  -  web-тестированием. 

 

Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz  обязательна в первом абзаце материала.

Свежее из этой рубрики