Гульнара Капанова, проректор Института усовершенствования врачей: Уровень квалификации врачей оставляет желать лучшего

Ирина Галат, Vласть

 

Общественная дискуссия вокруг качества медицинского обслуживания в Казахстане не прекращается много лет. Разные попытки улучшить ситуацию варьируются своей результативностью. Одни  утверждают, что качество медицины не выдерживает никакой критики, другие готовы боготворить своих спасителей.

О том, как готовят будущих врачей в Казахстане, о плюсах и минусах отечественного медицинского образования и многом другом Vласть в канун 50-ти летнего юбилея Алматинского Государственного Института Усовершенствования Врачей поговорила с доктором медицинских наук, проректором по учебной методической работе Института Гульнарой Капановой. О дефиците кадров, будущем без педиатров и проблемах отечественной медицины говорим мы с нашей сегодняшней собеседницей.

Гульнара Жамбаевна, как вы оцениваете современный уровень профессионализма казахстанских медицинских работников?

Вообще уровень квалификации оценивает специальный орган - комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности. Он сертифицирует всех специалистов, как врачей, так и медсестер, и выдает соответствующий документ на соответствие требованиям и право занятия клинической деятельностью. Вторую оценку по качеству медицинских услуг дают, конечно же, наши потребители, пациенты. В рамках нашего института мы также проводим оценку специалистов после прохождения ими цикла переподготовки или повышения квалификации. Если говорить в целом по стране, конечно же, уровень квалификации оставляет желать лучшего, и это связано с несколькими причинами.

Во-первых, после распада Советского Союза образовался какой-то вакуум, который привел к большому оттоку специалистов из отрасли. Другая причина, несмотря на то, что сейчас и поднимают ежегодно зарплату медикам, она пока остается неадекватной тому труду, который вкладывают медицинские работники. Ну и третье, может быть, в связи с тем, что был отток врачей, в стране наблюдался дефицит кадров, что не могло не отразиться на высокой нагрузке на работающих в отрасли кадрах. Это, конечно же, сказалось на качестве услуг и имидже профессии. В целом, я смотрю по нашим кафедрам, уровень достаточно высокий и у профессоров, и у доцентов.

Но приезжают к нам и из дальних регионов, где специалистам приходится работать одним, порой совмещая несколько специальностей. С одной стороны из-за отсутствия замены нет возможности повысить квалификацию, с другой стороны возможности повышать свою квалификацию с выездом на долгосрочное обучение не всегда представляется возможным, а также порой отсутствие доступа к информации (литература, научные издания, Интернет).

Конечно, здесь существуют проблемы. Однако сегодня создаются условия для повышения квалификации «на рабочем месте» за счет выездных циклов, разрабатываются мотивационные механизмы, такие как дифференцированная оплата труда и другое.

То есть региональные различия есть?

Да, есть. Молодежь неохотно уезжает в сельские районы, поэтому с 2015 года предусмотрено обязательная отработка по распределению, если специалист обучался по гранту в вузе.

Какие медицинские специальности, по вашему мнению, можно назвать если не вымирающими, то наименее привлекательными в Казахстане?

Есть те профессии, которые, в общем-то, изначально были не очень престижными, малооплачиваемыми и несущие в себе много рисков по сравнению с другими. Вот сейчас, я не скажу, что вымирающие, но идет отток из педиатрии, так как вся педиатрическая составляющая медицинской отрасли, в принципе, находится на государственной дотации.

Частных клиник педиатрических фактически нет, все государственные больницы педиатрического профиля функционируют, в общем-то, за счет бюджетных средств. Если допустим хирургия, кардиология, нефрология могут открывать какие-то частные центры, то педиатрия нет, потому что у нас сложилось такое мнение, что детство должно быть бесплатное. К тому же сейчас наблюдается очень большая нагрузка на участковых педиатров, что тоже приводит к оттоку специалистов данного профиля. Но я думаю, что это временное явление. Болезни всегда сопровождали человечество, и в будущем мы также будем сталкиваться с проблемами здоровья еще в более масштабном варианте.

Это связано с появлением новых болезней, неблагоприятного экологического, техногенного и другого воздействия на здоровье, и дети не будут исключением. Поэтому эту службу нужно будет поднимать. В данном случае и министерство здравоохранения, и государство ведут сейчас такую политику, которая направлена на прекращение оттока специалистов из отрасли, на мотивацию врачей, на повышение заработной платы.

Другой особенностью снижения привлекательности специальности, является появление новых, более востребованных. Так, например, в настоящее время идет упор на развитие врачей общей практики в поликлиниках-организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В связи с этим, на первичном звене, специальность терапевта постепенно заменяется данными специалистами.

Также к малопрестижным профессиям сейчас можно отнести фтизиатрию, онкологию, анестезиологию и реанимацию, акушерство. Хотя, казалось бы, уровень заболеваемости по туберкулезу и онкопатологии достаточно большой и, соответственно данные специальности в достаточном объеме финансируются по отдельным бюджетным программам. Но фтизиатром, к сожалению, сегодня мало кто хочет быть, где-то из-за фактора самого заболевания, где-то из-за того, что данная служба в основном находится на государственном обеспечении.

Наука не стоит на месте, открывая миру всё новые возможности. В связи с этим хочется узнать о тенденциях, новых специальностях, направлениях в современной отечественной медицине. Расскажите об этом.

Если говорить о тенденции в мире, то та же полостная хирургия за границей занимает минимальный объем. В основном сейчас идет упор на лапароскопическую эндовидеохирургию. У нас в этом плане есть еще много проблем. Для нас это сейчас является одной из инноваций, хотя в мире давно уже рутинная процедура.

Появляются и такие новые специальности, профессии, как допустим, реабилитология. Раньше она входила в состав лечебной физкультуры, курортологии, так как в СССР законодательно было закреплено обязательное прохождение пациентом курса лечения в санатории или прохождения реабилитационных мероприятий после его нахождения в стационаре или амбулаторного лечения. Это обеспечивалось государством. Сейчас понятно, что в основной массе все санатории осуществляют свою деятельность на платной основе, есть только несколько специализированных санаториев, в том числе и детских. Поэтому профессия реабилитолога, которой раньше не было, с недавних пор появилась и сейчас набирает обороты.

Большое распространение сейчас предается вопросам медицинских методик, издревле существовавших во многих странах мира, но с приходом западной медицины, стали во многом неофициальные, полулегальные. Однако мир понял, что данные методики могут сосуществовать с общепринятыми и, зачастую, они эффективнее. Так, появилась специальность «традиционная медицина». С 2002-2003 годов в стандарте образования появилась специальность «восточная медицина», которая затем трансформировалась в традиционную. Теперь многие специалисты приходят на су-джок, акупунктуру, мануальную терапию, натуротерапию, апитерапию, гирудотерапию и др..

Широко сейчас востребована профессия функционалиста. Наверное, это связано с тем, что при диагностике возникает очень много сложностей, так как специалист должен обладать более глубокими знаниями, уметь работать на современной диагностической аппаратуре Привлекательна эта специальность, прежде всего, из-за условий работы, где не всегда есть необходимость нести экстренную службу. Во-вторых, мера ответственности сегодня у данных специалистов меньше, чем у врачей-лечебников. В-третьих, данные специалисты востребованы не только в государственных медицинских организациях, но и в частных, что отражается на материальной заинтересованности. Раньше проведение диагностических исследований входило в обязанности различных специалистов. Например, электроэнцефалографией владели все невропатологи, эхокардиографией или электрокардиографией - все кардиологи. А сейчас это выделили в отдельную специальность - функциональная диагностика.

Наиболее престижным и высокооплачиваемыми профессиями сейчас считаются те, которые в своей работе применяют высокие технологии. Например, кардиохирургия, нейрохирургия, интервенционная кардиология, эндоурология, имплантология, дерматокосметология, офтальмология, оториноларингология.

Если возвращаться к педиатрической службе, которая сегодня претерпевает значительные трудности, хочется сказать, что с развитием высоких технологий, многие педиатрические специальности становятся непрестижными. Простых обычных педиатров по стране не хватает, особенно на уровне первичного звена. Большой контингент прикрепленного населения, трудности, связанные с работой с детьми также приводят к оттоку специалистов из этой отрасли

Как можно эту ситуацию изменить?

Сейчас над этим работает министерство здравоохранения. И в этом плане очень много делается. Это и работа над повышением имиджа профессии, и различные финансируемые программы по стимулированию труда медицинских работников, и возможность повышения квалификации за счет государства, как за рубежом, так и внутри страны.

Также проводились реформы по модернизации системы медицинского образования. Мы перешли на новую ступень подготовки медицинских кадров. Так, с 2006 года был введен новый стандарт образования, согласно которому у нас появился факультет общий медицины, вобравший в себя два факультета, существовавших при Советском Союзе: лечебный и педиатрический. Пять лет мы готовим врачей общей практики, потом еще два года они проходят 2-х годичную интернатуру по шести специальностям (врач общей практики; акушерство и гинекология; хирургия; педиатрия; скорая и неотложная медицинская помощь; терапия; гигиена и эпидемиология). И после окончания интернатуры только врачи общей практики и гигиенисты могут заниматься практической деятельностью. Оставшиеся выпускники должны пройти резидентуру (от 2-х до 4-х лет обучения) по узким специальностям. Это более тщательная, направленная на более качественную подготовку программа, соответствующая аналогичным существующим в мире.

Проблема заключается в другом. Уже в следующем году у нас будет первый выпуск интернов по данному стандарту, что приведет к образованию еще большего дефицита врачей-педиатров. В связи с этим министерство здравоохранения сейчас рассматривает варианты дополнительной подготовки данных врачей, которые благодаря ей смогут без прохождения резидентуры приступить к практической деятельности и заполнить недостающие кадры.

Есть и естественная убыль врачей, что усиливает дефицит кадров. Однако, в этом направлении проводится большая работа. Врачи осваивают смежные специальности. Средств сейчас выделяется от государства достаточно как на подготовку на додипломном уровне, так и постдипломном.

Как известно уровень медицинского обслуживания непременно связан с уровнем подготовки кадров. Какую оценку вы можете дать нашей современной системе медицинского образования?

Если говорить о финансировании, то средств на подготовку специалистов в медицинских вузах выделяется достаточное количество. На подготовку одного специалиста в бакалавриате выделяется порядка одного миллиона тенге за год обучения, это достаточно хорошая сумма. Однако, резко возросшее финансирование, не может быстро решить существующие проблемы. Их много, но одной из главных заключается в том, что, несмотря на то, что мы перешли на новые стандарты, перешли на трехуровневую систему (бакалавриат, магистратура, докторантура (PHD)), мы перенимаем новые технологи, не все наши преподаватели к этому подготовлены. Конечно, вузы проводят большую работу по отбору кадров, по развитию персонала, и мы в их числе, а именно, проводим много семинаров с приглашенными специалистами, отправляем наших преподавателей за рубеж, зачастую при поддержке министерства здравоохранения, за счет бюджетных средств, однако, сохраняется консерватизм у преподавателей.

Другим фактором недостаточного уровня преподавателей, является незнание и английского языка, так как вся информация о передовых технологиях выпускаются именно на этом языке, и открытия в биомедицинской науке происходят в развитых англоязычных странах, где есть условия для создания «большой» науки. Но здесь есть и оправдательный момент - большинство наших преподавателей, по причине своего преклонного возраста (их насчитывает около 40% по всем медицинским вузам Казахстана), конечно, уже сейчас язык изучать не могут.

Также несколько трудно даются инновационные педагогические методики, что выражается в преподавании по старым технологиям. Это, на мой взгляд, первая причина.

Вторая причина, заключается в притоке молодых преподавателей, которые еще не набрали тот опыт, который могут передать нашим будущим докторам.

Третья причина, как мне видится, это то, что все университеты, кроме двух, в Семее и Актобе, не имеют собственной клинической базы. У нас существуют договора с клиническими базами, но они не являются собственностью университетов, поэтому мы там гости. И, конечно же, каждый руководитель медицинской организации ограничивает допуск к аппаратуре, оборудованию, проведению каких-либо процедур и др. И этому есть объяснение, потому что обучающихся много, а медицинское оборудование достаточно дорогостоящее. Поэтому иногда практическая часть заменялась на теоретическую. То есть теоритическая часть у нас на достаточно высоком уровне, а вот практическая составляющая не всегда отвечает требованиям.

Учитывая данное обстоятельство, в 2007 году министерство здравоохранения для отработки практических навыков и с целью безопасности пациентов, закупило в каждый вуз симуляционное оборудование, на котором будущие доктора оттачивают свои навыки. Сегодня в каждом вузе, в том числе, и в нашем, работают симуляционные центры по оснащению не уступающие аналогичным на западе. В будущем, подобные центры будут существовать в каждом регионе - с 2016 года запланировано открытие 16 симуляционных центров, которые будут функционировать для специалистов практического здравоохранения.

Расскажите немного подробнее о курсах повышения квалификации врачей. Они обязательны для всех или это дело выбора?

Есть курсы повышения квалификации обязательные, то есть они необходимы для подтверждения или получения квалификационной категории. Это могут быть циклы повышения квалификации от 1 недели (54 часа) до 1 месяца (216 часов) или циклы переподготовки с получением новой специальности (чаще смежной) (4-5 месяцев), после которой обязательно необходимо сдать экзамен на получение сертификата специалиста.

Данная процедура обязательна для занятия клинической деятельностью. В связи с этим, циклы повышения квалификации в зависимости от требуемого количества пройденных часов, являются обязательными. Сертификат специалиста или сертификат с присвоением квалификационной категории, выдается на пять лет. В связи с чем, каждый специалист должен один раз в пять лет пройти цикл повышения квалификации. Но с учетом того, что очень быстро появляется новая информация, требующая новых знаний и навыков, специалист должен постоянно работать над собой, повышая и оттачивая свои профессиональные компетенции.

Для повышения мотивации в самообразовании, министерством здравоохранения с 2012 года (согласно приказу №457) были разработаны новые правила квалификационных экзаменов и, новшеством в нашей стране, явилось внедрение накопительной системы зачетных единиц. Она заключается в том, что медицинский работник может проходить повышение квалификации не один раз в пять лет, а постепенно, ежегодно, с учетом его потребностей, набирая необходимое количество. Также при проведении квалификационных экзаменов, будет учитываться участие в дополнительных мероприятиях, способствующих профессиональному росту. В этом случае, он может участвовать добровольно в мастер-классах, семинарах, конференциях и других мероприятиях по его потребности, но набрав при этом требуемое количество единиц. Данная система, как я отметила, новая для нашего здравоохранения, но как показывает зарубежный опыт, является очень эффективной.

Хочется отметить, что наша система здравоохранения сейчас претерпевает изменения, и многие реформы по модернизации и оптимизации еще не дошли до своего завершения. Поэтому, может, пока еще не видны все результаты. Но в целом, я думаю, что мир сейчас стал настолько открыт и стал таким маленьким, что в условиях глобализации рынка труда и повышающейся конкуренции, просто быть непрофессионалом сейчас очень трудно. Именно эти проблемы будут обсуждаться на нашем конгрессе, проводимом 12-13 сентября, приуроченный к 50-летнему юбилею нашего института.

Свежее из этой рубрики