• 6300
Кайрат Кульбаев, начальник управления культуры Алматы: День города – тоже бренд

Айгерим Мекишева, специально для Vласти

Фото Владимира Третьякова

Так вышло, что разговор с Кайратом Кульбаевым  о грядущем традиционном  Дне города, собственно, послужившим причиной встречи (а управление культуры курирует организацию ивента), приобрел весьма обширное поле обсуждения, плавно перетекая из одной темы в другую – то мы говорили, о культуре граждан в общем, то о проблемах деятелей культуры, то предчувствии Aerosmith, то о возрасте Алматы…

Месяц праздника

- Скажите, этот ежегодный праздник середины сентября может гипотетически стать таким же ярким и узнаваемым как, например, карнавал в Рио?

- Хотелось бы… Идея такая есть, чтобы в перспективе, и у алматинцев, и у туристов День Города ассоциировался с грандиозным брендовым мероприятием, который они заранее планировали бы посетить… Либо в этом, либо в следующем году, кстати, проведем один эксперимент культурно-туристический.

- В чем он будет заключаться?

- В создании системы дисконтов по размещению в гостиницах и питанию в ресторанах на время празднеств. В этом году День города, как бы это странно ни звучало, будет длиться больше месяца. У нас намечается обширная программа, которая может заинтересовать и людей семейных, и молодежь: кинофестивали, всевозможные концерты, дискотеки, Евразийская музыкальная премия, парад оркестров, и, конечно же, городской фестиваль яблок «Apple Fest», который пройдет на новой площадке – в Парке первого президента.

- Парк достаточно большой. Сколько, по-вашему, придет людей на этот праздник?

- На фестиваль цветов, который проводился в этом же Парке, по данным ДВД, пришло около 50 тысяч человек. На «Apple Fest» по моим прогнозам может прийти от 150 тысяч до 300 тысяч. Идея заключается в зонировании огромного паркового пространства, чтобы человек пришел и остался чуть ли не на весь день, прогуливаясь от одной праздничной площадки к другой. Тут будет и яблочный базар, и фудкорт, и игровые площадки для детей, и денс-пол, и разного рода соревнования и шоу. При этом зоны будут располагаться удобно, комфортно, логично, не перекликаясь и не мешая друг другу.

Алматыведение для нью-алматинцев

- То есть горожане смогут реально культурно отдохнуть? А вот интересно, для вас, как для начальника управления культуры, что важнее: вопрос «окультуривания» масс или чтобы культурные деятели создавали прекрасные образчики искусства?

- Для меня это равные по значимости направления деятельности. У нас есть наследие, некогда созданное мастерами культуры разных времен, но мы должны думать о том, как это наследие сохранить и приумножить. Тут должна быть четкая политика в области культуры. Что касается «окультуривания», как вы говорите, то это задача не только нашего управления, но и, допустим, задача системы образования. Недавно я собирал руководителей подведомственных предприятий. И на этой встрече родилась такая идея: ввести в учреждениях образования предмет «алматыведение». Дети со школьной скамьи должны знать, историю Алматы, достопримечательности, людей, которые сыграли значимую роль в жизни города. Да и не только школьники. Мы ежегодно выпускаем 50 тысяч студентов. Практически 90% из них становятся алматинцами, и я считаю, что им тоже хорошо бы изучить этот предмет. И самое главное – чаще посещать театры, музеи и галереи. Не помешает…

- А что вы скажете тем, кто считает, что старую добрую Алма-Ату мы уже потеряли?

- Конечно, многие, особенно люди старшего поколения, испытывают ностальгию по Алматы 60-х . Но при всем желании невозможно обратить время вспять. Да, необходимо помнить о знаменитом алматинском Бродвее, арыках с чистой водой, но нужно и создавать новый городской культурный формат. Я вижу Алматы комфортным, уютным, чистым и аккуратным городом с богатой историей. Существует план развития северо-запада. Там будет развиваться новый город – со своим культурным фоном сильно отличающимся от образа алматинского Бродвея из 50-х, 60-х, который все еще жив благодаря воспоминаниям и потому незримо присутствует… Но с учетом этих планов и с учетом того, что в мегаполис неизбежно ежегодно прибывают люди из других регионов, а то и стран, и, в очень большом количестве, которое, по обыкновению, в несколько раз превышает все официальные прогнозы, необходимо формировать и нового алматинца. В идеале (для меня) - это культурный, образованный, любящий свой город человек.

- А как этого достичь? Алматинцы очень разные. Не хочется говорить о социальном расслоении, но, тем не менее, есть люди, живущие в Шаныраке (нью-алматинцы) и есть те, кто проживает в золотом квадрате. Они разные. И потребности, в том числе, культурные у них разные.

- Приходится признать тот факт, что Алматы не одинаков в плане проникновения культуры. Есть районы, где этот уровень традиционно низок. Это объективная ситуация. В последнее время мы проводим, так называемые, арт-площадки именно в этих районах города. Тот же Алатауский район. Что интересно, вполне авангардные вещи, актуальные перфомансы, к которым равнодушна публика из центра города, там идут «на ура». Народ реагирует активнее и позитивнее, чем в золотом квадрате. На мой взгляд, нью-алматинцы – народ открытый для всего нового, интересного и культурно значимого. Ну, по крайней мере, их реакция на арт-площадки об этом говорит.

Государство – не богадельня для мастеров культуры

- А мастера культуры готовы создавать нечто интересное и культурно значимое. Как сохранить и приумножить наследие?

- Возможно, сейчас я немного напугаю деятелей культуры… Раньше никто в области культуры не проводил жесткого и правдивого анализа. Сейчас такая работа ведется, причем, по всем жанрам, так сказать. По итогам исследования будет сформирован стратегический план на 5 лет. Мы в управлении сформировали неплохую команду, которая четко ориентируется в том, что нужно городу. В прошлом году, например, провели конкурс в поддержку творческих проектов. Это был грантовый конкурс. Порядка 200 миллионов бюджетных тенге пошли на развитие победивших в конкурсе проектов. Перед конкурсом объяснили, что хотим. Допустим, хотим проект в области творческого развития детей, хотим, проект в области организации выставок и т.д. Поступило больше 150 заявок. Из них выбрали всего 25, которые посчитали перспективными и полезными для общества. В советское время сложился стереотип, что культура должна быть дотационной. Я на этот счет имею другое мнение. Культура может быть как частично дотационной, так и полностью самоокупаемой, В чем заключается моя модель? Например, в прошлом году мы среди прочих объектов отремонтировали Театр кукол. Теперь там два прекрасных зала. И театру нужно строить свою репертуарную и гастрольную политику таким образом, чтобы самостоятельно покрывать текущие расходы. А государство может, допустим, профинансировать премьерный спектакль. Я хочу внедрить этот принцип там, где это только возможно. Мастера культуры должны понимать свои цели и задачи: зачем государство их содержит? Государство – это не богадельня. Мы должны иметь критерии оценки и индикаторы успеха, побуждающие деятелей искусства к реализации творческих задач и профессиональному росту. Грубо говоря, каждый служащий в каждом оркестре на гособеспечении должен проходить аттестацию и расти как исполнитель.

- Но тогда нужно обучать оркестровых и маркетингу и менеджменту...

- Конечно. Для успеха необходимы и менеджмент, и пиар, и маркетинговая политика, и высочайшая творческая составляющая. Я пытаюсь объяснять все это деятелям культуры. Это требование времени. Мечтаю о большом информационном ресурсе. На самом деле в Алматы проходит много чего и почти каждый день. Но СМИ доносят информацию, пропущенную сквозь призму требований их информационной политики. В идеале любой горожанин или приезжий должен получать доступ к информации о том, что в Алматы есть и джаз, и фанк и все что угодно. Где и что проходит. Хотелось бы, чтобы повышалась «международность» города. Некоторые против Кок-Жайляу, а я «за». Что плохого, если завтра появится международный горный курорт, если к нам будут в гораздо большем количестве приезжать туристы?

- Кстати, а какие болевые точки, по-вашему, имеются в области культуры? Что вас удручает?

- Не всегда компетентное отношение творческих людей к своему продукту. Хотя информационное развитие на данном историческом этапе позволяет и обучаться, и сравнивать, и адекватно к себе относится. Мы в достаточной степени уступаем зарубежью по многим параметрам. У них, что называется, все еще другой уровень. Затем, культурное и личностное развитие людей не всегда позволяет нашим концертным залам быть наполненными. Хотя я чувствую: у народа голод на качественный продукт. Отсутствие кадрового потенциала сильно расстраивает. А еще недостаточное количество людей, которые мыслят глобально и могут заниматься управлением проектами, коллективами и продвижением творческих проектов. Сильнее всего удручает неправильная система оплаты творческих деятелей, особенно госслужащих. Зарплата в 30-40 тыс. тенге не может не удручать.

Aerosmith как предчувствие

- Давайте попробуем визуализировать идеальную ситуацию в области культуры в городе Алматы…

- Огромный туристический поток направляется в Центральный музей, везде огромное количество афиш. Видятся большие билборды, рекламирующие концерты Aerosmith и U2. Полные залы во всех театрах города. Множество нормально функционирующих музыкальных, художественных и хореографических школ, выпускающих прекрасно подготовленных, конкурентоспособных в международном плане выаускников…

- А что вы считаете самым крутым достижением отечественной культуры в последние год-два?

- Организация и все творческие шаги негосударственного симфонического оркестра под управлением Марата Бисенгалиева, который активно гастролирует за рубежом и исполняет произведения топового западного композитора Карла Дженкинса, а именно кантаты «Абай», «Шакарим», «Тлес».

- Скажите, вы лично придерживаетесь какого мнения относительно возраста Алматы? Вроде бы праздник, день рождения города, а сколько ему лет так толком никто не знает.

- Это город с тысячелетней историей. В принципе у нас нет никаких серьезных претензий справлять 1000-летие, но факты, а именно нумизматика, письменные источники и углеродные анализы, найденной в изобилии керамики это подтверждают. Что касается Дня города, то это праздник, который призван объединять горожан, а сколько лет любимому городу - не важно.

Свежее из этой рубрики