Как изменились туристические предпочтения казахстанцев?

Ирина Галат, Vласть

Несмотря на сложившуюся этим летом кризисную ситуацию с казахстанскими туристическими компаниями, по вине которых пострадали сотни туристов, казахстанцы не откажутся от заграничного отдыха, уверены эксперты, опрошенные Vластью.


Напомним, в конце июня клиенты крупнейшего туроператора «Гульнар тур» столкнулись с проблемой заселения в турецких отелях, а позже и невозможностью вылета в/из Турции. Тогда к решению проблемы подключилась и Казахстанская туристская ассоциация, и Комитет индустрии туризма министерства индустрии и новых технологий РК.

В начале августа с подобными проблемами столкнулись клиенты и другой туристической компании «Алмаз туризм». На обе компании были заведены уголовные дела по факту мошенничества.

В связи с фактами недобросовестного исполнения своих обязательств туристическими компаниями, от действий которых пострадали сотни туристов, Vласть решила опросить экспертов рынка и представителей профильного ведомства, чтобы выяснить, в каких странах предпочитают отдыхать казахстанцы, изменятся ли их туристические предпочтения в связи с последними событиями, и на что нужно обращать внимание при выборе туркомпании.

В настоящее время, по информации комитета индустрии туризма, в республике зарегистрировано 3761 туристических компаний, из которых туроператорской деятельностью занимаются 1430, турагентской — 2331 компаний.

Ссылаясь на данные агентства РК по статистике, комитет отмечает, что количество казахстанских туристов, выезжающих за пределы страны, ежегодно растет. Так, в 2011 году их насчитывалось — 8 млн человек (рост с 2010 годом — 33%), в 2012 — 9,06 млн человек (рост на 13%), в 2013 году — 10,1 млн человек (рост на 12%).

При этом наиболее популярными среди казахстанцев направлений из стран СНГ являются: Россия — 3,8 млн человек, Кыргызстан — 3,8 млн человек, Узбекистан — 1,21 млн человек. А из стран дальнего зарубежья: КНР — 3,8 млн человек, Турция — 349,5 тысяч человек и ОАЭ — 109,1 тысяч человек.

Так, директор департамента продаж туроператора «KOMPAS» Малик Исхаков отметил, что из наиболее популярных направлений для казахстанских туристов в летний период остается Турция.

«В этом году на рынке туристических услуг, как массовое направление, появилась Барселона, которая тоже пользовалась популярностью среди туристов. Несмотря на отмену чартерных рейсов из Алматы на остров Крит, Греция не стала менее востребованной. Не следует забывать Иссык-Куль, который по-прежнему любят казахстанцы. В зимний период наиболее популярны Таиланд и Гоа. Также наши туристы любят Вьетнам, ОАЭ, Малайзию. С этого сезона планируются рейсы в Египет, и надеемся, что это направление, как и раньше, будет пользоваться спросом», — говорит Исхаков.

Менеджер по международному туризму авиатурагентства ТОО «Caspian Travel Company» Хадиджа Шаева также отмечает, что самым популярным направлением у соотечественников является Турция. Однако в этом году значительно увеличился спрос на Грузию, что отчасти обусловлено празднованием в стране года Батуми.

Также, по ее словам, интересны казахстанцам такие страны, как Черногория, Испания, Италия, Сардиния, Мальдивы, Эмираты, Таиланд, Вьетнам, Индия-ГОА. Китай-Хайнянь.

«В этом году в сентябре планируют еще на Иорданию поставить чартер, посмотрим, пойдет не пойдет», — сообщает она.

При этом эксперты, в том числе и начальник отдела продаж туристического агентства «Трансавиа» Жанна Хамитова, отмечают, что спрос на продажу туристических путевок в связи с последними неприятными событиями на рынке не упал. Турция, как оставалась популярна у казахстанских туристов, так и продолжает удерживать свои позиции.

«Предпочтения касательно направлений не поменялись. Обычно это бывает, если в стране посещения какие-то беспорядки. Например, многие отказывались от Черногории, по причине стыковки через Киев, несмотря на то, что туристы не выходят из аэропорта, а просто пересаживаются в другой самолет. Если же говорить о ситуации с банкротством компаний и оставшимися туристами, например, в Турции то, нет, туристы по-прежнему летят в Турцию. Единственное, что участились вопросы касательно встречающей компании. Также туристы звонят, чтобы уточнить есть ли они на рейсе», — рассказывает Малик Исхаков.

Его слова разделяет и Жанна Хамитова, которая уверенна, что никакой переориентации абсолютно не будет: «Люди как летали в Турцию, так и будут туда летать, потому что, я считаю, что там самый лучший сервис для среднего класса».

Хадиджа Шаева также отмечает, что спрос на самое популярное направление у казахстанцев в Турцию не упал совсем.

«Туристы по старым броням просто стали звонить и уточнять, оплатили ли мы отель, перелет, какие гарантии мы можем предоставить, что их действительно там поселят? А так никто не отменял свои брони», — говорит она.

А вот в комитете индустрии туризма считают, что пока делать выводы еще рано.

«Однако, данная ситуация в очередной раз подчеркнула необходимость развития внутреннего туризма в республике, улучшения качества предоставляемых услуг», — отметил председатель комитета индустрии туризма МИНТ РК Марат Игалиев.

Рекомендации по выбору туркомпании

Опрошенные Vластью эксперты, практически в один голос заявляют, что к выбору туристической компании надо подходить серьезно, основываясь на рекомендациях знакомых, имидже компании, а также предоставлении адекватной, а не слишком низкой, цены за тур.

«Стараться знакомых спрашивать, как они слетали, чрез кого слетали, как у них все прошло? Только по рекомендациям. Потому что сейчас даже мы опасаемся работать с какими-то новыми партнерами — мы спрашиваем как минимум 10 различных мнений, и только потом начинаем подписывать договор с партнерами и отправлять туристов через них», — делится Хадиджа Шаева.

Жанна Хамитова уверенна, что ситуация с «Гульнар тур» и «Алмаз туризм» ничему не научит казахстанцев — люди как ошибались при выборе туроператоров, так и будут продолжать ошибаться, покупаясь на различные скидки и акции.

«Когда людям предлагают скидку в 50%, я считаю, что человек должен задуматься от куда такая скидка может быть? То есть таких скидок не бывает. Агентство, допустим мы, закладываем от силы 5% — максимум 10% своего дохода. Но, получается, что все равно туристы ведутся на какие-либо акции с 50% скидкой или „слетай сейчас — оплати потом“. Такого просто не бывает», — предупреждает туристов Хамитова.

Эксперт говорит, что люди перед покупкой билета все-таки должны проверять информацию о компании, в которой они выписывают билеты, чем они занимаются, сколько они на рынке, были ли у них какие-то казусные моменты, когда их туристы не могли расселиться в какой-либо стране, и только после получения положительной информации оформлять путевки.

«В первую очередь проверить, зарегистрирована ли туристская компания, которой вы хотите доверить свой отпуск, в Едином реестре турагентов РК на сайте www.kta.kz. Уточнить срок работы на рынке, ознакомиться с сайтом компании, узнать у знакомых, знают ли они такую компанию, уточнить кто партнер по выбранному направлению, собрать для себя максимум информации об этой компании, — подсказывает Малик Исхаков. — Слишком низкая цена, по сравнению со средней по рынку, должна вызывать подозрения. Также настороженно надо отнестись, если в большей части агентств сказали, что в отеле нет мест, и лишь одна компания подтверждает их наличие. Этим вы, конечно, к сожалению, не обезопасите себя на 100%, но хоть как-то сократите свои риски быть обманутым».

Марат Игалиев также советует казахстанцам выбирать зарекомендованные, известные турфирмы: «Любая респектабельная туристическая компания заключит договор на туристское обслуживание, выдаст фискальный чек об оплате, предоставит памятку туриста о стране пребывания. Наличие грамотно составленного полного турпакета также может служить доказательством профессионализма туристической фирмы».

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на прецеденты, случившиеся в недавнее время на туристическом рынке Казахстана, спрос на отдых за рубежом среди соотечественников падать не будет. Единственное, что советуют участники рынка и комитет индустрии туризма — это внимательно и ответственно подходить к выбору своего непосредственного партнера по организации отдыха.

Свежее из этой рубрики