• 3014
Ежегодно Комитет по языкам Министерства культуры и информации РК выделяет финансы на развитие государственного языка. Согласно официальным данным, предоставленным Комитетом по языкам, в 2012 году только из республиканского бюджета было выделено 2.5 млрд. тенге. По итогам очередного опроса Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE выяснилось, что 25% респондентов уверены, что «значительная часть, выделяемых на язык средств, возможно, расхищается».

Тогжан Калиаскарова, специально для Vласти

 

Ежегодно Комитет по языкам Министерства культуры и информации РК выделяет финансы на развитие государственного языка. Согласно официальным данным, предоставленным Комитетом по языкам, в 2012 году только из республиканского бюджета было выделено 2.5 млрд. тенге. По итогам очередного опроса Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE  выяснилось, что 25% респондентов уверены, что «значительная часть, выделяемых на язык средств, возможно, расхищается».

 

Мнения о «расхищении государственных денег» придерживаются жители Костанайской (40%),  Южно-Казахстанской (31%), Мангистауской (29,5%) областей, 33% астанчан и 30% алматинцев.

 

Среди опрошенных казахстанцев нашлись те, кто считает, что «система и методика преподавания казахского языка устарели и нуждаются в обновлении». 40% карагандинцев, 32% респондента из Актобе, 31% жителей ЮКО уверены, что направлять бюджетные средства на устаревшую систему и методику не актуально.

 

Респонденты воспользовались возможностью назвать причины медленного освоения казахского языка населением, среди них прозвучали такие причины как: «отсутствие или недостаточность бесплатных курсов, в том числе при организациях, дороговизну учебников и пособий, трудность терминологии, дефицит профессиональных преподавателей и качественной методики, частое изменение школьных программ, необходимость постепенного внедрения системы обучения с детского сада».

 

Лингвист Самига Салимова разделяет мнение казахстанцев о дефиците качественной методики преподавания казахского языка.

 

«На сегодняшний день меня как лингвиста, тюрколога, да и вообще как казахстанку беспокоит не дефицит методик, а отсутствие напрочь эффективной методики. Та методика, которой сейчас пользуются казаховеды, не сравнится с методикой преподавания, к примеру, английского языка, наши методики не систематичны, не последовательны», - сообщила Салимова.

 

Жители Атырауской (28%), Актюбинской (25%), Павлодарской (24%) областей, СКО (26,5%) и ВКО (23,5%) предложили решить эту проблему путем проверки всех имеющихся методик преподавания казахского языка на предмет эффективности и оставить только самые результативные.

 

17% респондентов предложили ужесточить контроль в этой сфере, проверив, как конкретно осваивались выделяемые на данные цели средства в течение последних лет.  Среди них, прежде всего, жители ЮКО (40%), Кызылординской (28,5%), Жамбылской (25%) областей и Астаны (25%).

 

Жители Костанайской области (33,5%) и Алматы (21,5%) считают, что в Казахстан следует внедрить мировой опыт по языковому обучению населения.      

 

Значительная часть казахстанцев уверена, что открытие бесплатных или максимально доступных курсов по изучению государственного языка повлияет на успешное развитие государственного языка в стране.

 

58,5% опрошенных недовольны агрессивно-напористой тактикой внедрения казахского языка и предлагают ее изменить на лояльную и поэтапно-синхронную, отметив, что «желание изучать язык есть, но нет общей системы, и отбивать это желание не надо». Респонденты часто высказывали просьбы снизить требования по овладению языком для пожилых.

 

Часть опрошенных (21%) уверена, что никакой агрессивно-напористой тактики внедрения гос.языка нет,  и необходимо придерживаться более радикальных методов решения проблемы. Они предложили ввести штрафы или поощрения,  увольнения и даже депортации.

 

«Я бы тоже присоединилась к этому числу респондентов, которые считают, что нужно вводить радикальные методы решения развития казахского языка в стране, в разумных пределах, конечно. Если говорить честно, то надобности в казахском языке на сегодняшний день практически нет, а в такой ситуации никакая сверх-методика, учебники не помогут», - рассказала лингвист Самига Салимова.

 

Опрос проводился на казахском и русском языках в зависимости от предпочтений респондентов в крупнейших городах Казахстана. Всего было опрошено 2091 респондент. Эксперты бюро DEMOSCOPE отметили, что опрос на тему отношения к проблеме развития государственного языка в Казахстане вызвал очень эмоциональную реакцию респондентов.

 

DEMOSCOPE, организованный при Международном центре журналистики Medianet,  не только выясняет мнение казахстанцев, но и дает эффективную возможность для граждан высказаться по важным вопросам и проблемам.

 

Темы для опросов формируются на основе мониторинга СМИ и социальных сетей. Проек поддерживается Фондом им. Конрада Аденауэра.

 

Свежее из этой рубрики