• 29329
 Казахстанская реклама 90-х

Константин Козлов, специально для Vласти

Сейчас, когда реклама стала главным раздражителем телеэфира и интернета трудно подумать, что когда-то рекламу по телевизору смотрели с не меньшим, а порой даже с большим удовольствием, чем новые фильмы и телепередачи. Что уж тут говорить, если музыкальные рекламные ролики порой могли конкурировать с самыми модными хитами 90-х. Мы предлагаем вашему вниманию подборку самых популярных казахстанских рекламных роликов 90-х.

Самое главное в успехе рекламных роликов тех лет заключалось в двух подходах: либо показать красивую и недоступную роскошную жизнь, либо напротив сделать его максимально народным, чтобы люди тянулись к простому. Вот почему в 90-е песенки из рекламы становились всенародными хитами.

«Я люблю леденцы и хлопушки» , «С тобой не расстанусь, пейджер Алси!», и прочее. Да и сами слоганы западали в душу. Как, например, слоган одной из макаронных компаний «Полюбите вы, полюбят и вас», «Ты чего ждешь? Лето! А летом что будет? Солнышко!».

Именно из рекламы вышли впоследствии крупные казахстанские деятели кино и шоу-бизнеса. К примеру, Игорь Пискунов или Ахан Сатаев. Ряд клипмейкеров до сих пор работает в рекламном бизнесе, как, к примеру, Александр Богачев. Именно с ним мы поговорили на тему того, почему сегодня реклама все чаще и чаще вызывает изжогу у зрителя.

— В нынешнее время все компьютеризировано, есть куча программ, позволяющих быстро делать ролики. То есть непосредственно продакшн и постпродакшн ускорился, стал более качественным. Поменялись размеры кадра, все перешло на цифру. С другой стороны, это немного девальвировало профессию клипмейкера, - считает Александр Богачев. - Ведь сейчас такое оборудование, что все, что снимаешь, можешь видеть на экранчике, но знаний это не заменяет. В результате мы можем наблюдать полное отсутствие работы со светом или "зерно на экране". Сейчас же нет проблем. Купил мальчик фотоаппарат, скачал программу монтажа из интернета и вот готова рекламная студия! Основная часть рекламы за последние 10 лет с профессиональной точки зрения не выдерживает никакой критики. Профессионалам легче – раньше снимали на пленку 16 мм 35 мм, у нас не было права на ошибку. Представляете, на какие деньги мы могли "залететь", если для проявки нам нужно было ехать в Европу? Из тех роликов, что снял я, вспоминаю рекламную кампанию «Привычка ходить в Зангар». Во-первых, само исполнение было интересное. Креатив был. Кстати, те года определялись как раз креативом. Высокую планку задавали Бахыт Килибаев и его команда, немножко мы — Bogacce production и компьютерщики-графисты. Среди моих коллег могу отметить Ахана Сатаева. Сегодня уже немногие помнят рекламу связи «Алтел». С точки зрения креатива она была потрясающей. Представьте себе: стоят гости, атмосфера дня рождения, все поют Happy Birthday to you и в кадр вносится алтеловский телефон. Я до сих пор считаю, что со стороны продакшна реклама в прошлом была искусством. Сейчас это сникерс. Перелом случился с доступом к дешевому и качественному оборудованию, в году примерно 2005 году. Непрофессионалы начали демпинговать. Примерно похожее творится и в свадебном бизнесе – там чуть ли не школьники снимают. Боюсь, что переломить ситуацию невозможно. Она необратима, эти люди не отдадут рекламный рынок. Если только профессиональное сообщество примет какие-то жесткие технические правила, что-то будет еще возможным. А пока — нет.

А вот основатель Школы практической рекламы и официальный представитель "Каннских Львов" в Казахстане Асхат Ускембаев несколько прозаичнее объясняет причину популярности рекламы в 90-х:

— В 90-х годах рекламы, как таковой, было очень мало. Коммерческое телевидение только появилось. Поэтому все, что вы видели на экране, ваш мозг с удовольствием впитывал и держит те образы до сих пор. Например, один из роликов, который я запомнил с того времени, рассказывает о турецком печенье Bifa — с корявым закадровым переводом на русский язык и с чернявой турецкой девочкой в конце ролика, которая говорит голосом переводчика: «Бифа - жирный, вкусный». Я никогда не забуду ту рекламу, но с точки зрения эстетики она просто ужасна. Но ведь на тот момент не было такого информационного перегруза со всех сторон. И поэтому все образы, которые хоть как-то отличались от привычного советского телеэфира, вы помните до сих пор. Но относиться к ним как к гениальной рекламе я бы не стал. Вообще, рекламная кампания 90-х, которая прочно засела в подкорку и которую я могу назвать очень хорошей - это кампания по запуску на рынок первой предоплаченной сотовой связи от Altel - Тумар. Это был первый по-настоящему сильный и оправданный тизер в регионе. Цели коммуникаций были перевыполнены, за ними и цели по продажам. Идею по достоинству оценили и мировые эксперты. В 1999-м году она удостоилась награды популярного европейского фестиваля Golden Drum как «Лучшая рекламная кампания».

Я сомневаюсь в том, что через 15-20 лет буду вспоминать рекламу нашего времени. Слишком велик растущий информационный перегруз потребителя. Да и нет нужды в этом. Пусть лучше помнят и используют сегодняшние товары и услуги, чем рекламу из прошлого. А реклама сегодняшнего времени должна быть в учебниках, которые будут приносить пользу через 15-20 лет новым рекламистам и маркетологам.

«Алси». Сегодня уже мало кто помнит эту рекламную песенку, а когда-то песня из этой рекламы всерьез могла бы поконкурировать с зарубежными чартами.

Реклама начиналась с пробуждения женщины и прилета ей в руки мультяшного пейджера-мальчика с сообщением от любимого. Далее пейджер-мальчик взлетал и в облаках целовался с пейджером-девочкой. И вся эта история сопровождалась песней со строками: «Ты уезжаешь, я остаюсь, ты позвонишь из далекого города. Я сохраню все слова, что мне дороги. С тобой не расстанусь я, фирма, Алси!»

«Беташар». Данная реклама не содержала в себе четкой сюжетной линии. А скорее была пародией на гангстерские фильмы о Чикаго в 30-е годы. Завершалась она словами красивой женщины, обращенными в камеру: «Просто я готовлюсь к этому заранее». Тем неожиданнее было узнать, что оказывается это реклама простого свадебного салона.

Сюжет этого ролика заключался в том, что очкарик-недотепа в исполнении Евгения Жуманова разбил всю стеклянную тару с содержимым. На помощь ему пришел «бывалый» в исполнении Григория Ефимова-Эпштейна и объяснил, что все дело в таре.

Примечательным моментом этого ролика является то, что, несмотря на то, что рекламируется обычная тара - то есть коробки - в кадр то и дело попадают известные в то время торговые марки алкогольной продукции. По сегодняшним законам рекламы такой прием явно невозможен.

Рекламная кампания страховой фирмы «Астана Инвест» была, пожалуй, одной из самых креативных для своего времени. Всего несколько секунд в кадре появлялись аспирин и страховой полис «Астаны Инвест» при следующем тексте: «Это аспирин, он помогает от головной боли! А это компания «Астана Инвест». «Астана Моторс» и никаких головных болей».

В рекламном ролике Семипалатинского водочного завода известные актеры Григорий Ефимов-Эпштейн, Юрий Капустин и Саги Ашимов (в те годы мегапопулярные благодаря сериалу «Перекресток») изображали в ролике хозяев жизни, так называемых «новых» граждан. А перед ними возлегали, судя по всему, изрядно принявшие на грудь граждане и только синхронно перекрещивали ноги.

Компания «Бахус» решила прорекламировать себя как поставщик к банкету Ялтинской конференции. Сцену приезда лидеров мировых держав в Ливадийский дворец снимали во внутреннем дворе тогдашнего Дома правительства — ныне КБТУ.

В этом ролике персонаж, похожий на Абая Кунанбаева беседует с верненским купцом Никитой Пугасовым на философские темы. Мало того, что в жизни эти два персонажа не встречались, так почему-то Абай цитирует слова Олжаса Сулейменова «Возвысить степь, не унижая горы».

Еще одном ролике, посвященном рекламе алкогольной продукции, вновь мелькнули звезды казахстанского театра и кино — еще начинающий карьеру Сергей Погосян и мэтр Владимир Толоконников.

Погосян был клиентом, а Толоконников барменом, который читал клиенту познавательную лекцию о всех достоинствах пива «Арай».

Ретро-реклама «Алматинского Крекера». Перед нами проходят три поколения. Сначала дедушка в детстве в атмосфере 30-х годов и под легендарную песню тех лет «В парке Чаир» едет на трехколесном велосипеде-самокате по двору 30-х, забегает домой, выключает радиоприемник и отламывает себе крекер.

Затем то же самое, но уже в современных (на тот момент) интерьерах и экстерьерах проделывает его внук. Вот такая вот преемственность поколений. Слоган ролика – «Хрустящие воспоминания».

Рекламу сотовой связи «Алтел» с актерами легендарного «Джентльмен шоу» сняли во время их гастролей в Алматы. Принцип рекламы прост: встречаются два джентльмена (Олег Филимонов и Евгений Хаит) и один у другого интересуется: «Как вам Алма-Ата?» Тот переспрашивает: «Что, не понял!»

Это повторяется несколько раз, пока один из них (Хаит) не догадывается позвонить по сотовому телефону и спросить то же самое, после чего он наконец получает ответ. Помимо "одесских джентльменов" желанными гостями в казахстанской рекламе были питерские "менты" Алексей Нилов, Сергей Селин в компании казахстанского актера Ментая Утепбергенова.

Телережиссер Андрей Сухоногин в 90-е был одним из самых популярных алматинских шоуменов. Понятно, что не снять его в рекламе просто нельзя было. Вот он и изобразил страдающего от безделья стоматолога, к которому теперь никто не ходит, так как все пользуются пастой «Северал Минт».

. Анимационную рекламу ночного клуба «Навигатор» сделали под кавер песни «Эй, моряк» из кинофильма «Человек-амфибия».

БТА солнышко. БТА-радуга. Этот ролик стал воистину народным. В 1999 году только ленивый не знал содержание этого рекламного ролика.

В 1998 году вышла реклама макарон "Султан":

Ну а обаятельный мальчонка Адиль стал настоящей звездой рекламы в конце 90-х, начале «нулевых». А прославился он тем, что "макарониной" попал в мишень, а жених стрелой - в молоко.

Ну а следующая реклама ни в каких комментариях не нуждается:

Свежее из этой рубрики