Любой каприз. Обзор алматинского рынка такси

Ирина Галат, Vласть

«Автоняня», «трезвый водитель», «попутчик», трансфер, просто такси или VIP-такси, «прикурить»  авто или вызвать эвакуатор – все это входит в перечень услуг служб такси  Алматы, которых на текущий момент в городе официально зарегистрировано 38.

Вопрос о необходимости приведения рынка услуг пассажирских перевозок в южной столице в цивилизованный вид неоднократно поднимался депутатами. Большие нарекания в отсутствии качественного сервиса по доставке пассажиров вызывают железнодорожные и автовокзалы, а особенно международный аэропорт Алматы.

И, несмотря на то, что председатель комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов, отвечая в прошлом году на претензии сенаторов, пообещал в ближайшее время выгнать всех нелегальных таксистов из аэропорта, до сих пор ничего не изменилось. Как стояли год назад «бомбилы» у дверей выхода из залов прилета международных авиалиний, так и стоят.

И даже присутствие в аэропорту одной из официальных служб такси не меняет ситуацию. В борьбе за долгожданного клиента «фирменные» водители ведут себя нисколько не лучше тех нелегалов, против которых и выступают депутаты.

Однако рынок цивилизованного официального такси в южной столице все же развивается. Так, по данным департамента статистики Алматы, количество зарегистрированных юридических лиц с основным видом деятельности «Деятельность такси» с 2009 года по настоящий момент выросло практически в два раза с 20 до 38, из них активно действующих с пяти до 12. А доходы от перевозки пассажиров такси за 10 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года выросли на 94,7% - с 186,9 млн тенге до 363, 8 млн тенге.

По информации агентства Казахстана по статистике количество перевезенных пассажиров официально-зарегистрированными службами такси за январь-октябрь 2013 года в Алматы составило практически 5 млн человек, а средняя стоимость пассажиропоездки - около 73 тенге. Стоит пояснить, что при расчете данной цифры учитывались не только частные, но и корпоративные поездки, оплата которых производится по особым «оптовым» условиям, и зачастую она не привязывается к конкретному количеству совершенных рейсов, а зависит от количества занятых часов или дней.

А вот для обычных частных клиентов стоимость поездок по городу обходится в разы дороже. Так, некоторые компании устанавливают фиксированную сумму на перемещение в определенном квадрате улиц. Например, стоимость поездки в границах Момышулы – Достык – Аль-Фараби – Райымбека в среднем обойдется пассажиру в 500 тенге.

Добраться от центра города до международного аэропорта Алматы можно от 1200 тенге, а из микрорайонов от 1400 тенге и выше (Econom Taxi, Apple Taxi). При этом дешевле поймать такси на улице достаточно сложно, обычно «бомбилы» меньше полутора тысяч везти просто отказываются.

Есть компании, стоимость услуг которых напрямую зависит от количества пройденных автомобилем километров. В данном случае, неплохо бы пассажиру самостоятельно ориентироваться в городе, дабы избежать в конце поездки получения чека с необоснованно высокой ценой.

В компании Aport Taxi предлагают обслуживание на автомобилях разных марок, а также с наличием или без логотипа на них. Так, цена поездки на автомобилях Toyota Camry 40, 45, 50 с логотипами и Toyota Corolla 2013 года выпуска обойдется пассажиру от 1000 тенге за первые пять километров и по 200 тенге за каждый последующий. Перемещение по городу на машине без логотипа выйдет дороже от 1500 тенге за первые семь километров и по 300 тенге за каждый последующий.

Недавно созданная компания «Единая служба Алматы 301» помимо обычных услуг такси, стоимость которых рассчитывается также от расстояния - 100 тенге за километр (минимальный заказ от 300 или от 700 тенге в зависимости от марки автомобиля), предлагает услугу «попутчик». Суть данного предложения заключается в том, что автомобиль компании подбирает в разных местах по одному маршруту в заранее обозначенное время клиентов и довозит их до одного определенного места, например места работы или учебы. Рассчитать примерную стоимость подобной поездки диспетчеры компании не смогли.

Службы такси также предлагают и повременный метод оплаты. В среднем стоимость одного часа такси оценивается в 1000 тенге и выше, минимальный заказ при этом должен составлять не менее двух часов по ставке 1200 тг/час (в первые два часа).

Прокатиться на автомобилях бизнес-класса можно, воспользовавшись услугами «Командир Такси» или «ЭКО Такси» (как заверили в компании, разницы кроме названия никакой нет). Стоимость поездки по городу до 6 км составит 800 тенге, свыше плюс 120 тенге за каждый последующий километр. Трансфер город-аэропорт – 3000 тенге, встреча в аэропорту – 4000 тенге (до 30 км).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте компании, все водители имеют придерживаются определенного дресс-кода, при необходимости готовы предоставить клиенту мобильный телефон для срочного звонка, зонт на случай дождя, а чтобы во время, так называемого путешествия, пассажиру не пришлось скучать, в каждом автомобиле есть «журналы Forbes, Harper's Bazaar, Esquire, Robb Report и приятные мелочи». Впрочем, какие именно – сайт не поясняет.

Также некоторые службы такси предоставляют удобный сервис, который способен существенно облегчить жизнь родителей. Услуга «автоняня» призвана доставлять детей из пункта А в пункт Б исключительно по принципу из рук в руки. Перевозкой ребенка занимается специально выделенный для этого один постоянный водитель. Данное удовольствие обойдется родителям в среднем в районе 1500 тенге за одну поездку.

Не забыли «таксисты» и про автовладельцев, решивших внезапно расслабиться и позволить себе рюмочку-другую. Услуга «трезвый водитель» предполагает вызов высокопрофессионального водителя, который сам сядет за руль автомобиля клиента и доставит машину вместе с ее хозяином в необходимое место. Стоимость данной услуги составляет от 1500 тысяч тенге. Правда, в случае ДТП, компания ответственности не несет.

Огрехи – как то: не лучший сервис в случае с «бюджетными» такси, завышенная стоимость некоторых поездок, опоздание к вызову – все еще наличествуют среди алматинских служб такси. Но несмотря на еще имеющиеся проблемы в организации деятельности такси, данный рынок развивается и постепенно занимает все большую нишу в профессионально-организованной системе пассажирских перевозок.

Свежее из этой рубрики